Закатный город

04.02.2021

«Закатные города» (англ. sundown towns, sunset towns, также «серые города», англ. gray towns) — полностью белые города или районы в США, которые практиковали форму сегрегации, заключающуюся в ограничениях для небелых через комбинации местных дискриминационных законов, запугивание и насилие. Термин происходит от знаков, по которым «цветные люди» должны были покинуть город до заката.

История

Во время Реконструкции тысячи городов стали «закатными». В одних случаях, исключение было официальной политикой города или продвигалось агентами по продаже домов через ограничительные ковенанты, регулировавшие, кому можно продавать или сдавать недвижимость. В других политику исполняли запугиванием, которое могло выражаться в разных способах, включая травлю со стороны полицейских.

В 1844 году Орегон запретил поселение чернокожих на всей территории. Те, кто не стали уезжать, подлежали порке по закону, известному как «закон порки Питера Барнетта» (англ. Peter Burnett Lash Law), названному в честь первого губернатора Калифорнии Питера Хардемана Барнетта. Ни одного человека не выпороли согласно этому закону; в него быстро внесли поправки, чтобы заменить порку принудительным трудом, а затем в следующем году отменили после изменения состава законодательного собрания. Тем не менее, дополнительные законы, нацеленные на афроамериканцев, въезжающих в Орегон, были ратифицированы в 1849 и 1857 годах, последний из которых не был отменён до 1926 года.

С начала движения за гражданские права чернокожих в 1950-е и 1960-е годы и, в особенности, с введения Закона о справедливом решении жилищных вопросов, запрещающего расовую дискриминацию при продаже, сдаче и финансировании недвижимости, число «закатных городов» снизилось. Но, как пишет социолог Джеймс Лауэн в своей книге на тему, Sundown Towns: A Hidden Dimension of American Racism (с англ. — «Закатные города: Скрытое измерение американского расизма»; 2005), точно подсчитать число «закатных городов» в любое время невозможно, так как большинство городов не держало записей постановлений или вывесок, которые сообщали о «закатном» статусе города. По его оценке, сотни городов в США были «закатными городами» в определённый момент их истории.

Дополнительно Лауэн отмечает, что «закатный» статус не только не давал афроамериканцам жить в этих городах. Фактически все афроамериканцы (а иногда, и другие расовые группы), которые въезжали или были найдены в «закатных городах» после заката, подвергались травле, угрозам и насилию, вплоть до и включая суд Линча.

Дело Верховного суда США «Браун против Совета по образованию» признало в 1954 году сегрегацию школ неконституционной. Социолог Лауэн утверждает, что решение по делу стало причиной того, что некоторые районы на Юге стали «закатными городами». Штаты Миссури, Теннесси и Кентукки испытали решительное снижение числа живущих в них афроамериканцев после этого решения.

Идентификация

Города, которые испытали серьёзное снижение чернокожего населения между двумя переписями, могут классифицироваться как «закатные», если отсутствие чернокожих было преднамеренным результатом. Исследователи должны удостовериться, что отсутствие чернокожих в городе являлось результатом системной политики, а не демографическим изменением. Для подтверждения статуса «закатного города» необходимо серьёзное исследование и надёжные источники, такие как записи налоговой и переписей, статьи в газетах, истории округа и файлы Управления общественных работ.

Применение к другим небелым

Афроамериканцы не были единственными людьми, которых изгоняли из своих городов. Одним примером этого, приводимым Лауэном, является то, что в 1870 году китайцы составляли треть населения штата Айдахо. После волны насилия и антикитайского собрания в Бойсе, к 1910 году практически никого из них не осталось. По словам Лауэна, в городе Гарднервилль (штат Невада) каждый день свистели в 6 часов вечера, говоря таким образом коренным американцам покинуть город до заката. В число многочисленных дорожных знаков, документированных в первую половину XX века, входят:

  • В Колорадо: «Никаких мексиканцев после ночи» (англ. No Mexicans After Night);
  • В Коннектикуте: «Только белые в пределах города после наступления темноты» (англ. Whites Only Within City Limits After Dark).

Евреям также запрещалось жить в некоторых «закатных городах», таких как Дариен (штат Коннектикут) и Лейк-Форест (штат Иллинойс), последний из которых сохранял антиеврейские и антиафроамериканские ковенанты до 1990 года.

В статье Марии Маруланды 2010 года в Fordham Law Review, озаглавленной Preemption, Patchwork Immigration Laws, and the Potential for Brown Sundown Towns она рассказывает о возможности исключения нечернокожих из городов в США. Маруланда утверждает, что иммиграционное законодательство и постановления в некоторых районах могут создать похожие на «закатные города» ситуации. Целью такого расового исключения в этом случае, вероятно, стали бы испаноязычные американцы.

В культуре

В своём мемуаре I Know Why the Caged Bird Sings поэтесса Майя Энджелоу описывает «закатные города», существующие в частях Юга, упоминая Миссисипи как негостеприимный к афроамериканцам после заката штат: «Don’t let the sun set on you here nigger, Mississippi».