Гавричков, Алексей Алексеевич


Алексей Алексеевич Гавричков (22 апреля, 1937, Москва, РСФСР — 16 августа, 2003) — советский и российский художник-график, архитектор, преподаватель. Доктор архитектуры (1989). Профессор. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1998). Советник Российской академии архитектуры и строительных наук (2000).

Биография

Родился в Москве. В 1937 году семья А. А. Гавричкова переехала в Ленинград. В 1953—1955 гг. осваивал искусство графики и рисунок в художественной студии под руководством Г. Я. Длугача. 1955—1961 г. — учился на архитектурном факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Академии художеств СССР в Ленинграде по мастерской А. К. Барутчева. Там же окончил аспирантуру. С 1963 года — преподаватель, впоследствии профессор кафедры архитектурного проектирования Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. Член Союза архитекторов Российской Федерации (1965). Работал в институте ЛенНИИпроект в мастерской И. И. И. И. Фомина, где разрабатывал проекты Чесменского воинского кладбища, генеральным проектом застройки Нового Петергофа и парка вокруг Пискарёвского мемориального кладбища в Ленинграде.

Участник художественных выставок с 1970 г. (ок. 200) в том числе — 24 персональных выставки. Член Союза художников СССР по секции графики с 1979 г. В 1989 г. присвоена учёная степень доктора архитектуры. Графические произведения художника находятся в отечественных и зарубежных частных коллекциях США, Италии, Франции, Англии, Венгрии, Израиля и собраниях музеев, в числе которых Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Российская Национальная библиотека, Государственный Русский музей, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Российский национальный музей музыки и др.

Семья

  • Супруга — художник-график, архитектор.
    • Сын — Гавричков, Михаил Алексеевич (1963 г. р.) — художник-график.

Творчество

Художник предпочитал технику офорта (травлёный штрих) и артистично использовал художественные возможности тонкой, гибкой линии, штриха и точки. В его станковых графических листах, графике «малых форм» (экслибрис) присутствует близкий художнику мир произведений талантливых ремесленников, мастеров декоративно-прикладного искусства, выдающихся художников прошлого (серии «Вологодское кружево», «Выставка Питера Пауля Рубенса», «Выставка карет» и др.).

Архитектурное образование художника отразилось в интересе к городскому пейзажу, к выдающимся архитектурным памятникам городов Европы, памятникам-руинам (серии «Херсонес», «Римские руины», «Александро-Невская лавра», «Залы Эрмитажа», «Флоренция. Пейзаж», «Прага», «Часы „Мавры“. Венеция»). Аналитический стиль рисования художника — не фотографическое воспроизведение натуры, а фантазийное, творческое слияние реальности и вымысла. Гавричков отличался особым чутьём на интересные объекты. Его графические листы привлекают неожиданностью композиционных решений, острым ракурсом, точно увиденным фрагментом, либо комбинацией нескольких музейных предметов разных форм и стилей. При этом не возникает впечатления эклектики их хаотичного, случайного сочетания. Художественно-образное состояние произведений А. А. Гавричкова исполнено элегическим светом. Черно-белый графизм изображений не препятствует широкому диапазону художественно-технических средств исполнения: от прихотливой и вместе с тем напряжённой линеарности («Флоренция. Пейзаж») до свободной тональной живописности («Венеция»).

Графические серии

  • «Окна музея»
  • «По городам страны»
  • «Херсонес»
  • «Музыка»
  • «Вологодское кружево»
  • «Александро-Невская лавра»
  • «Залы Эрмитажа»
  • «Выставки»
  • «Моя Академия»
  • «Мой Петербург»
  • «Вечность»

Избранные офорты

  • «Крым», сухая игла, 1973
  • Часовня Боимов, Львов, сухая игла, 1973
  • «Петропавловская крепость», сухая игла, 1973
  • «Исаакиевский собор», сухая игла, 1973
  • «В залах Эрмитажа», 1973
  • «Смоленск», серия «По городам страны СССР», 1974
  • «Херсонес», серия «По городам страны СССР», 1974
  • «Алупка», офорт, серия «По городам страны СССР»
  • «Розы», серия «Натюрморты», 1974
  • «Виолы и клавесин», серия «Музыка», 1974
  • «Натюрморт. Вазы», серия «Натюрморты», 1974
  • «Портал», серия «Музыка», 1974
  • «Даймище», 1975, серия «В селе»
  • «Зима», офорт 1975
  • «Острова», серия «Дача», 1975 (на горизонте силуэт города Выборг)
  • «Старинные часы», серия «Выставки», 1975
  • «Выставка карет», серия «Выставки», 1975
  • «Олимпия», серия «Греция», 1976
  • "Рыбы", серия "Греция", 1976 (комбинация натюрморта и пейзажа с островом)
  • «В старинном парке», серия «В ленинградских парках», 1977
  • «Выставка Питера Пауля Рубенса», (в Эрмитаже), 1977
  • «Барокко. Прага», серия «Барокко», 1978
  • «Римские руины», 1980
  • «Флоренция. Пейзаж», 1980
  • «Санта-Мария-дель-Фьоре. Купол»
  • Флоренция, серия «Моя Италия», 1980
  • "Мавры" (городские часы в Венеции), 1980
  • «Александрийский столб»
  • «Барокко»
  • «Прага»
  • «Гондолы»
  • «Острова»
  • «Старый парк»
  • «Розы»
  • «Концерт»
  • «Дача»
  • "Пейзаж с парнем-рыбаком»
  • «Венеция»
  • «Триумфальная Карета»

Избранные экслибрисы

  • Экслибрис А. Л. Пунина, 1981
  • Экслибрис Н. М. Натаревича, 1981
  • Экслибрис П. П. Щербинина "Центр Костромы", 1981
  • Экслибрис П. П. Щербинина "Музей деревянной архитектуры", 1981
  • Экслибрис П. П. Щербинина "Ипатовский монастырь", 1981
  • Экслибрис семьи Алешиных, 1981
  • Экслибрис библиотеки камерного оркестра Ярославль, 1981
  • Экслибрис С. Б. Алексеевой, 1981
  • Экслибрис С. Н. Утенко, 1981
  • Экслибрис В, Н. Баташковой, 1981
  • Экслибрис вице-консула США Дэниела Фрида, 1981