Алмазный мой венец

04.02.2021

«Алмазный мой венец» (годы написания 1975—1977, год публикации 1978) — книга воспоминаний Валентина Катаева; центральный текст его позднего («мовистического») корпуса литературных произведений.

Общая информация

Жанр произведения определялся критиками как «повесть», «мемуарный роман-памфлет», «роман-загадка», «роман с ключом», «мемуарно-художественная книга», «книга памяти», «автобиографическая проза» и др. Сам Катаев неоднократно заявлял, что не считает «Венец» мемуарным произведением: «Умоляю читателей не воспринимать мою работу как мемуары […] Это свободный полет моей фантазии, основанный на истинных происшествиях, быть может, и не совсем точно сохранившихся в моей памяти». Тем не менее книга глубоко автобиографична.

В 60—70-х годах XX века из-под пера Катаева последовательно появился цикл мемуарных произведений, написанных в единой бессюжетной, свободно-ассоциативной манере (сам Катаев определил этот стиль как «мовизм», от фр. mauvais — плохо): повести «Святой колодец» (1965), «Трава забвенья» (1967), «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона» (1972) и, наконец, «Алмазный мой венец». Катаев проявился в них совершенно необычным, свежим, метафорически раскованным, решительно обновлённым автором.

Сюжет

Основанный на реальных событиях, написанный в 1975—1977 годах и впервые опубликованный в июньском номере журнала «Новый мир» за 1978 год, роман посвящён литературной жизни Москвы, Одессы, Харькова 1920-х годов. Название произведению дала черновая строка А. С. Пушкина, отброшенная затем им при написании «Бориса Годунова», из диалога между Мариной Мнишек и служанкой: «Марина: Ну что ж? готово ли? нельзя ли поспешить? — Рузя: Позвольте; наперед решите выбор трудный: Что вы наденете, жемчужную ли нить, Иль полумесяц изумрудный? — Марина: Алмазный мой венец». Катаевский «Алмазный венец» (образ, впервые использованный автором в «Разбитой жизни…») — стихи любимых поэтов, которые он цитирует в своей книге и которые живут в нём как выражение его собственного мира; это дружба, которой они его одарили и обогатили.

Глубина проникновения писателя в смысл событий и характеры людей, необычная форма изложения, яркий образный язык, флёр тайны, окутывающий роман, придают ему неповторимое очарование. Интересен новый, найденный Катаевым литературный приём — тонкая, изящная «зашифрованность» действующих лиц, когда целая вереница портретов известных советских писателей, поэтов, друзей писателя проходит перед читателем под «знаковыми» прозвищами-масками. К примеру, в «Алмазном венце» фигурирует некий «Командор», в котором читатель без труда узнаёт Владимира Маяковского. В «королевиче» понятен Сергей Есенин, в «синеглазом» — Михаил Булгаков. Всё это, сплетаясь с достоверными историческими фактами, создаёт для читателя своего рода завлекательную игру. Недаром пародисты именовали этот роман-загадку «Алмазный мой кроссворд».

За время, прошедшее с момента появления, текст оброс немалым количеством слухов и легенд. «Алмазный мой венец» совершенно не походил на типичную «советскую литературу», что вызвало, с одной стороны, нападки ревнителей социалистического реализма, увидевших в романе «набор низкопробных сплетен, зависти, цинизма, восторга перед славой и сладкой жизнью», и негативные оценки бесцензурного там- и самиздата, но с другой — благодарные отклики читателей, для которых роман оказался едва ли не основным источником сведений о Бабеле, Булгакове, Мандельштаме, Олеше, не говоря уже о куда менее известных Владимире Нарбуте или Семёне Кесельмане.

Наиболее полный труд, представляющий собой опыт первого научного комментария к «роману с ключом», написал Олег Лекманов в соавторстве с Марией Котовой (Рейкиной) при участии Л. Видгофа.

Список персонажей романа (по алфавиту)

  • альпинист/деревянный солдатик — Тихонов, Николай Семёнович
  • арлекин — Антокольский, Павел Григорьевич
  • биограф синеглазого — Лакшин, Владимир Яковлевич
  • босоножка — Айседора Дункан
  • брат — Петров (Катаев) Евгений Петрович
  • брат друга — Файнзильберг, Михаил Арнольдович (брат Ильи Ильфа, издатель и меценат)
  • будетлянин — Хлебников Велимир (Виктор Владимирович)
  • вратарь — Алексей Хомич
  • вьюн — Кручёных, Алексей Елисеевич
  • главный редактор — Раскольников, Фёдор Фёдорович («Красная новь»)
  • девочка — Грюнзайд, Валентина Леонтьевна (впоследствии Петрова-Катаева)
  • друг — Ильф (Файнзильберг), Илья Арнольдович
  • дружочек — Суок, Серафима Густавовна
  • жена птицелова — Суок, Лидия Густавовна
  • ключик — Олеша, Юрий Карлович
  • колченогий — Нарбут, Владимир Иванович
  • Командор — Маяковский, Владимир Владимирович
  • конармеец — Бабель, Исаак Эммануилович
  • королевич — Есенин, Сергей Александрович
  • лада — Синякова, Ксения Михайловна (впоследствии жена поэта Николая Асеева)
  • литературный критик — Коган, Пётр Семёнович
  • молодая жена убитого поэта — Шишова, Зинаида Константиновна
  • мулат — Пастернак, Борис Леонидович
  • наследник — Славин, Лев Исаевич
  • некто, скупавший по дешевке дворцовую мебель — Толстой, Алексей Николаевич
  • пошляк, сравнивший ключика с Бетховеном — Шкловский, Виктор Борисович
  • поэт-классик — Шенгели, Георгий Аркадьевич
  • птицелов — Багрицкий (Дзюбин), Эдуард Георгиевич (Годелевич)
  • синеглазка — Булгакова, Елена Афанасьевна (сестра М. А. Булгакова)
  • синеглазый — Булгаков, Михаил Афанасьевич
  • соратник — Асеев, Николай Николаевич
  • старая большевичка — Землячка (Залкинд), Розалия Самойловна
  • сын водопроводчика — Казин, Василий Васильевич
  • футурист — Фиолетов Анатолий (Шор, Натан Беньяминович)
  • художник — Митурич, Пётр Васильевич
  • штабс-капитан — Зощенко, Михаил Михайлович
  • щелкунчик — Мандельштам, Осип Эмильевич
  • эскесс — Кессельман (Кесельман), Семён Иосифович (Осипович)