Рязанско-Владимирская узкоколейная железная дорога


Рязанско-Владимирская узкоколейная железная дорога (Мещёрская магистраль) — узкоколейная железная дорога (ширина колеи 750 мм), построенная по направлению Рязань — Тума — Владимир, и большую часть времени связывавшая промышленность региона Мещёра с железной дорогой широкой колеи на станции Тума. Дорога начиналась со станции Рязань-Пристань, которая находилась в заречных лугах к северо-востоку от Рязани. Длина основного пути была 211 км. Пассажиры и грузы попадали на станцию через плашкоутный мост через Оку. Полноценного моста через реку так и не было построено, что обусловило отсутствие транзитных перевозок по ветке. Мещёрская магистраль сыграла существенную роль в развитии покрытых лесом районов левобережья Оки.

История

В 1893 году к востоку от Криуши произошёл крупный низовой пожар, после которого было решено заготовить погибший лес на дрова. Для вывоза древесины была построена узкоколейная Ока-Пенкинская линия, начинающаяся от берега Оки, и за два года был вывезен весь лес.

На волне железнодорожного бума конца XIX века (строительство Транссибирской магистрали и многих других линий) было решено соединить Владимир с Рязанью узкоколейной железной дорогой общего пользования, частично использовав временную лесовозную трассу Ока-Пенкинской линии. Строительство началось в 1897 году, причём изначальный проект был переработан по просьбе купцов, и основная ветка прошла через город Спас-Клепики. Это удлинило ветку на 20 км и потребовало сооружения 200-метрового деревянного моста через пойму реки Пра, однако впоследствии затраты окупились увеличением грузо- и пассажиропотока. В районе Спас-Клепиков открылись ватные фабрики, снабжавшие своим сырьём почти всю Россию. В 1898 году ветка была достроена до Тумы, а в 1900 — до Владимира. В 1901 году было открыто сквозное движение от станции Рязань-Пристань до Владимира (протяжённость линии — 211 километров).

При строительстве был предусмотрен тот факт, что каждую весну часть железной дороги затапливалась во время разлива Оки. Мещерская магистраль уходила под воду на протяжении примерно 6 км. Начальная станция Рязань-Пристань также называлась Рязань-затопляемая, в паводок поезда ходили от станции Шумашь (Рязань-незатопляемая), однако в сильный паводок затопляло и её.

Примерно в 1924 году отрезок Тума — Владимир был переделан на колею 1520 мм и функционирует до настоящего времени. В период гражданской войны магистраль практически не пострадала, и в ходе индустриализации 1920-30-х годов обросла многочисленными боковыми ветками на лесозаготовки. Крупнейшей из них являлось ответвление на юг от разъезда Гуреевский до станций Голованова Дача и Чарусский лесозавод. На станции Курша-2, находившейся на этой ветке, летом 1936 года произошёл пожар, в результате которого по некоторым данным погибло более 1000 человек.

В Великую Отечественную войну немцы подошли к Рязани на 30 км, и по узкоколейке во Владимир и далее вглубь страны эвакуировалось оборудование заводов и фабрик.

В 1950-х годах РВУЖД стала использоваться для перевозки торфа. Тогда же стали переходить с паровозов на тепловозы ТУ2.

После строительства автомобильного моста через Оку в 1972 году и прокладки шоссе Рязань — Спас-Клепики — Тума — Касимов — Сасово грузо- и пассажиропоток Мещёрской магистрали стал уменьшаться, поскольку автомобильный транспорт обладает конкурентными преимуществами перед узкоколейной линией общего пользования. Весной 1971 года на станцию Рязань-Пристань пришёл последний поезд, а затем шестикилометровый затопляемый участок от неё до Шумаши был разобран. Ответвления в районе станции Курша-2 и Чарусского лесозавода просуществовали до 50-х годов.

В 1976 году станция Пилево Рязанско-Владимирской узкоколейной железной дороги была соединена с железнодорожной веткой Кривандино — Рязановка Московской железной дороги широкой колеи.

Основной участок Шумашь — Солотча — Спас-Клепики — Тума работал до 90-х годов. После окончания движения рельсы были сначала сняты с перегонов Шумашь — Солотча и Солотча — Ласково, а затем в 2000 году закончили разбирать оставшуюся часть линии. Мост в Спас-Клепиках сгорел зимой 2003 года.

Современное состояние

На 2007 год в рабочем состоянии сохранялся лишь один участок. Он является единственной в России дорогой с колеёй 750 мм, который находится в ведении ОАО «РЖД» и входит в общую сеть железных дорог общего пользования. Горьковская железная дорога вынуждена содержать 6-километровый участок в Клепиковском районе от станции Тумская до разъезда Гуреевский и далее по ответвлению до станции Голованова Дача (ещё 25 километров), поскольку это единственная нормальная дорога, соединяющая посёлок Голованово с «большой землёй».

В апреле 2008 года движение было остановлено из-за споров с администрацией Рязанской области. Движение осуществлялось только на путейских дрезинах.

Летом 2010 года лесными пожарами были уничтожены мосты на линии Гуреевский — Голованова Дача. Их предполагалось восстановить, но работы так и не были произведены.

Позиция Горьковской железной дороги

На март 2009 года Горьковская железная дорога, после проведения осмотра путей 11 мая 2008 года, признала путевое хозяйство «угрожающим безопасности движения поездов и жизни пассажиров». Всего 79 нарушений, 27 из которых «требуют закрытия движения». Для восстановления требуется заменить 18 деревянных мостов и три трубы.

Расходы на минимально требуемые работы оценены в 311,1 миллионов рублей, и в 428,3 миллионов рублей для полного ремонта. Затраты на эксплуатацию дороги составляют 3,991 миллионов рублей в год, в то время как сборы (на основе 14 рублей за 10 км) всего 0,336 миллионов рублей в год.

«В настоящее время администрация Рязанской области и федеральные органы исполнительной власти не готовы к финансированию данных расходов.»

— http://www.norino.ru/golovanovo_rjd.jpg

Однако в действительности состояние линии Тума — Голованова Дача Рязанско-Владимирской УЖД было намного лучше, чем состояние ведомственных УЖД, по которым до сих пор осуществляется пассажирское движение, например Северодвинск — Белое Озеро (средняя скорость поезда там - 30 км/ч и выше, на РВУЖД - 16,5 км/ч) и Кадниковский — Бекетово.

Ликвидация УЖД

В начале июля 2011 года начались работы по ликвидации узкоколейных путей на отрезке разъезд Гуреевский — станция Тумская. Позднее было установлено, что демонтаж путей был произведён с нарушением существующего законодательства, без предварительного соответствующего решения Министерства транспорта РФ.

Мещёрская магистраль в литературе

Как известно, особое место в творчестве Константина Георгиевича Паустовского занимал Мещёрский край. Не обошёл он вниманием и лесную узкоколейку, которая стала одним из символов этого края:

За Гусем-Хрустальным, на тихой станции Тума, я пересел на поезд узкоколейки. Это был поезд времён Стефенсона. Паровоз, похожий на самовар, свистел детским фальцетом. У паровоза было обидное прозвище: «мерин». Он и вправду был похож на старого мерина. На закруглениях он кряхтел и останавливался. Пассажиры выходили покурить. Лесное безмолвие стояло вокруг задыхавшегося «мерина». Запах дикой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны.

Пассажиры с вещами сидели на площадках — вещи в вагон не влезали. Изредка в пути с площадки на полотно начинали вылетать мешки, корзины, плотничьи пилы, а за вещами выскакивал и их обладатель, нередко довольно древняя старуха. Неопытные пассажиры пугались, а опытные, скручивая козьи ножки и поплёвывая, объясняли, что это самый удобный способ высаживаться из поезда поближе к своей деревне.

Узкоколейка в Мещёрских лесах — самая неторопливая железная дорога в Союзе. Станции завалены смолистыми брёвнами и пахнут свежей порубкой и дикими лесными цветами.

— К. Г. Паустовский, Мещёрская сторона