Ерофеев, Олег Александрович


Ерофеев Олег Александрович (родился 10 июля 1940, г. Петропавловск-Камчатский) — советский и российский военачальник, адмирал, командующий Северным флотом с 1992 по 1999 гг.

Биография

Родился 10 июля 1940 г. в Петропавловске-Камчатском в семье лётчика морской авиации.

Образование

В разное время проходил учебу в военно-морских учебных заведениях:

  • Ленинградское высшее военно-морское пограничное училище (1957—1961)
  • Каспийское высшее военно-морское училище имени С. М. Кирова (1961)
  • Высшие специальные офицерские классы ВМФ (1968—1969)
  • Военно-морская академия с отличием (1974—1976)
  • Академические курсы Военно-морской академии (1983)
  • Военная академия Генерального штаба Вооружённых Сил имени К. Е. Ворошилова с золотой медалью (1985—1987)

Защитил диссертацию и в 1990 году стал кандидатом военных наук. Впоследствии стал действительным членом Академии военных наук и её профессором.

Служба в рядах Вооруженных сил

В 1961-1971 годах занимал руководящие должности в экипажах подводных лодок серии IX-бис, проекта 627А и проекта 675. В 1971-1974 командир ПЛ «К-451» проекта 667А.

Был допущен к самостоятельному управлению 7 проектами подводных лодок (в том числе атомные многоцелевые и ракетные подводные лодки). Выполнил 15 походов на боевую службу[источник?].

Позже занимал командные должности на берегу:

  • начальник штаба 25-й дивизии ПЛ (1976—1980)
  • командир 45-й дивизии ПЛ (1980—1982)
  • начальник штаба 2-й флотилии ПЛ Тихоокеанского флота (1982—1985)
  • командующий 1-й флотилией ПЛ Северного флота (1987—1990)
  • начальник штаба Северного флота (13.07.1990 — 12.03.1992)
  • командующий Северным флотом (12.03.1992 — 26.01.1999)

В 1966 году участвовал в одном из первых переходов атомных подводных лодок подо льдами Арктики с Северного на Тихоокеанский флот в качестве штурмана. А в 1981 году, впервые в истории Советского ВМФ, руководил переходом ПЛА «К-255» с Тихоокеанского флота на Северный флот подо льдами Арктики.

26 июня 1976 досрочно получил звание капитан 1-го ранга.

Руководил освоением первого в России тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», первые полеты с него прошли под руководством О.А. Ерофеева.

Под его руководством также впервые были выполнены стрельбы с атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения баллистическими ракетами с Северного полюса полным боекомплектом[источник?].

7 февраля 1992 года получил звание вице-адмирал, 14 марта был назначен командующим Северным флотом РФ. 7 июля того же года был повышен в звании до адмирала.

В 1994 году в Баренцевом море имел опыт взлёта и посадки на корабль в качестве второго пилота на СУ 25 УТГ[значимость факта?].

В 1998 году вскрылись масштабные злоупотребления и нецелевые расходования средств Северного флота, нанесшие флоту убытки в десятки миллиардов рублей. Ерофеев, как командующий флотом, получил строгий выговор. Также против Ерофеева было возбуждено уголовное дело за злоупотребление служебными полномочиями, но позже оно было прекращено. Тем не менее, дело лишило Ерофеева возможности дальнейшего карьерного роста. 29 января 1999 года он был освобождён от должности командующего Северным флотом, и в том же году уволен с военной службы.

Награждён орденами Ленина, Октябрьской Революции, медалями, в 1991 удостоен звания Заслуженного специалиста Вооружённых Сил СССР.

Является ветераном подразделения особого риска[значимость факта?].

После военной службы

В течение 3-х лет отстаивал право на защиту чести и достоинства в суде против Е. Д. Чернова «Тайны подводных катастроф К-429, К-219, К-278, К-141». По мнению Чернова, в катастрофах подводных лодок есть вина Ерофеева. По решению Мосгорсуда, за распространение информации, не соответствующей действительности, автор книги и издательство «Нева», выпустившее книгу, в качестве компенсации выплатили О. А. Ерофееву 25 и 60 тысяч рублей соответственно.

В 2012 году под Олег Александрович выпустил собственную книгу «Как это было. Аварийность в Военно-Морском Флоте страны» (издательство «Права человека»).

Является экспертом по ВМФ в экспертном совете Комитета по обороне Государственной думы, членом общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта, членом Клубов военачальников, адмиралов и генералов ВМФ, подводников.

Оценки деятельности

Вице-адмирал Е. Д. Чернов отмечал, что действия О. А. Ерофеева на должности начальника штаба второй флотилии ТОФ в 1983 года стали одной из предпосылок катастрофы подводной лодки К-429. В частности, Ерофеев утвердил план боевой подготовки с участием К-429, несмотря на заявления командира экипажа Н. М. Суворова и начальника штаба дивизии А. А. Гусева о её неготовности; он же угрозами принудил Суворова принять лодку и вывести её в море. Эту оценку разделял и вице-адмирал В. М. Храмцов.

В. Д. Рязанцев, бывший заместитель начальника ГУБП ВС РФ по военно-морскому флоту, в своей книге упоминает негативно оценивает деятельность Ерофеева как командующего СФ, утверждая, что при нём «произошел развал Северного флота», и который «все усилия направлял на то, чтобы отвоевать у Главного штаба ВМФ сомнительными приемами многочисленные призы за фиктивные достижения в боевой подготовке».