Набат (фильм, 1983)

05.02.2021

«Набат» — художественный фильм 1983 года режиссёра Владимира Златоустовского, боевик производства Киностудии им. М. Горького. Фильм в первую очередь был снят как учебное пособие для персонала Аэрофлота и поэтому до начала 1990-х годов в широком прокате не демонстрировался.

Сюжет

В фильме рассказывается о попытках террористов совершить угон самолёта Ту-134Б.

Первые минуты идёт документация о мерах безопасности, принимаемых «Аэрофлотом» против воздушных террористов. И только затем начинаются титры, а за ними — и сам фильм.

Всё начинается с того, что легкомысленная стюардесса Катя Васильчикова согласилась пронести на борт своего самолёта чемодан, где, по предварительной версии, находились коллекционные коньяки для летящих этим же рейсом молодожёнов Андрея и Тани. Таким образом стюардесса стала непреднамеренной пособницей террористов.

Сюжет фильма близок к боевику с элементами детектива. В фильме показывается, к чему приводит потеря бдительности работниками «Аэрофлота» (особенно преступная неосторожность стюардессы Кати), как надо действовать экипажу в экстремальной ситуации, как докладывать об обстановке на землю, на что обращать внимание при общении с террористами. Здесь и инструкция для пассажиров, а именно — к чему приводят попытки самостоятельно обезвредить угонщиков на примере гибели Валеры и Бориса, решивших не ждать помощи, а действовать самим. Заодно показано, как действуют по плану «Набат» наземные службы. Поскольку это кино в первую очередь предназначалось для лётных экипажей, то им внушалась мысль: не отчаивайтесь, держитесь, земля с вами.

Судьба самолёта

В фильме снят Ту-134Б, госрегистрация СССР-65716. Эта машина примечательна тем, что это последний серийный экземпляр Ту-134Б (модификация А выпускалась и позднее). Сразу после выпуска самолёт попал в ГосНИИ гражданской авиации, затем некоторое время летал в Баку, после чего находился в Сыктывкаре.

Критика

Ошибочно бытовало мнение о том, что этот фильм являлся несостоявшимся ответом кинобоевику «Пираты XX века», и что в широкий прокат он не попал по приказу КГБ СССР.

По тем временам, фильм был очень дорогим и съёмки были профинансированы тогдашним министром гражданской авиации СССР Борисом Бугаевым.

В главных ролях

В ролях

Съёмочная группа

  • Авторы сценария: Владимир Златоустовский
  • Режиссёр-постановщик: Владимир Златоустовский
  • Оператор-постановщик: Владимир Липовой, Георгий Козельков
  • Композитор: Владимир Давыденко
  • Художник: Олег Краморенко