Морская охрана Государственной пограничной службы Украины
Морская охрана Государственной пограничной службы Украины (укр. Морська охорона Державної прикордонної служби України) — структурное подразделение Государственной пограничной службы Украины, которое обеспечивает охрану морских участков государственной границы Украины, территориальных вод и исключительной экономической зоны Украины.
История
Создание морской охраны началось после провозглашения независимости Украины, одновременно с созданием пограничной службы Украины.
В 1990-е годы пограничной службе Украины был передан дивизион из 8 бронекатеров проекта 1204 «Шмель» с дислокацией в Измаильском районе, которые отошли Украине после распада СССР.
В 1995 году малый противолодочный корабль проекта 1124П «Днепр» был выведен из состава кораблей пограничной охраны и включён в состав ВМС Украины под названием «Винница».
С 1999 года корабли и катера морской охраны получили нумерацию с префиксом BG.
В 2001 году началась реформа украинской пограничной службы, в результате которой 31 июля 2003 года пограничные войска Украины были преобразованы в Государственную пограничную службу Украины.
В июле 2005 года начальник пресс-службы Азово-Черноморского регионального управления Государственной пограничной службы Украины Сергей Поддубный сообщил, что тендер на поставки катеров для морской охраны пограничной службы выиграла киевская компания «UMS», которая собирает суда по американской лицензии и в дальнейшем на вооружение должны поступить американские катера «Galion 280» и «Gala 640».
В течение 2005—2006 годов были закуплены 52 катера для охраны речных участков границы (типа «Galeon−280», «UMS-600», «Galia-640» и «Heavy Duty 460»).
В декабре 2008 года были сняты с вооружения и выставлены на продажу 3 корабля, 9 катеров и две секции причала-понтона морской охраны ГПСУ
- два корабля морской охраны проекта 133 «Антарес» (заводские номера 906 и 912)
- сторожевой корабль «Канів» проекта 1204
- сторожевой катер проекта 1400М «Гриф» (заводской номер 855)
- катер морской охраны проекта 363 (заводской номер 1030)
- малый катер «Чібіс» проекта 14101 (заводской номер 7207)
- два малых катера «Аист» проекта 1398Б (заводские номера 8903 и 9104)
- три малых катера проекта 371У (заводские номера 1255, 1256 и 1257)
- плавучий причал-понтон ПРП-52М-С (две секции)
- корпус недостроенного судна проекта 50150 «Налим»
В 2009 году в Измаильской отряде морской охраны числилось 4 бронекатера проекта 1204 «Шмель»: BG-81 «Лубни», BG-82 «Канив», BG-83 «Нижин» и BG-84 «Измаил».
В 2010 году морской охране передали 4 катера типа UMS, 4 малых скоростных надувных катера типа "Eagle" и 2 катера на воздушной подушке, ещё 52 корабля и катера морской охраны были отремонтированы с продлением ресурса (наиболее значимым был ремонт корабля "Николаев" стоимостью 4,5 млн. гривен), а корабли "Донбасс" и "Буковина" были модернизированы (на них установили новые радиолокационные станции, приборы GPS и эхолоты). В результате, к началу 2011 года численность морской охраны ГПСУ увеличилась до 12 кораблей и 64 катеров.
В апреле 2010 года Керченским отрядом морской охраны ГПСУ была задержана турецкая рыболовная шхуна "Баба Хасан", занимавшаяся незаконным ловом рыбы. Шхуна была конфискована, переоборудована и отремонтирована, после чего включена в состав морской охраны ГПСУ под названием "Оникс".
11 марта 2011 года пограничной службе были переданы три катера UMS-600, которые были закуплены по программе международной технической помощи «Противодействие распространению оружия массового уничтожения через украинско-белорусскую (Чернобыльская зона отчуждения) и украинско-российскую границу» и поступили на вооружение Мариупольского отряда морской охраны.
В августе 2011 года в Измаиле завершили двухмесячный курс обучения первые 17 бойцов подразделения специального назначения морской охраны ГПСУ.
В сентябре 2012 года были сняты с вооружения и выставлены на продажу 2 корабля и 10 катеров морской охраны ГПСУ
- корабль управления BG-80 «Дунай» (бывший буксир N-14 Grafinau, построенный в 1940—1941 в Третьем рейхе и в 1944 году перешедший к СССР, он был частично законсервирован и поставлен на стоянку в Измаиле)
- судно обеспечения БНС-11250
- сторожевой корабль «Ніжин» проекта 1204
- три катера проекта 1400М «Гриф» (заводские номера 867, 877, 909)
- катер морской охраны проекта 376У (заводской номер 1522)
- катер морской охраны «КаМО РКЗ-461» проекта 363 (заводской номер 345)
- малый катер «Аист» проекта 1398Б (заводской номер 8908)
- два малых катера проекта 371У (заводские номера 1525 и 1637)
- малый катер проекта 343МЕ «Волга» (заводской номер 1448)
В 2012 году на вооружение морской охраны поступили один большой патрульный катер проекта «Орлан» и четыре малых патрульных катера типа UMS-1000
- 10 октября 2012 года были получены два катера типа UMS-1000 (BG-16 и BG-17)
- 11 декабря 2012 года был получен большой патрульный катер BG-200 «Балаклава» проекта «Орлан».
В январе 2013 года был сформирован дивизион речных кораблей на Западной военно-морской базе.
По состоянию на начало 2013 года, силы морской охраны насчитывали 16 кораблей и 52 катера.
В конце 2013 года в состав морской охраны входили.
- два корабля проекта 1241.2 «Молния» («Григорий Куропятников» и «Григорий Гнатенко»)
- пять кораблей морской охраны проекта 205П («Подолье», «Павел Державин», «Миколаїв», «Буковина», «Донбас»)
- 18 катеров морской охраны проекта 1400М «Гриф»;
- 1 катер морской охраны проекта «Орлан»;
- 17 малых катеров морской охраны проекта «Калкан»;
- 6 малых катеров морской охраны типа UMS-1000;
- 62 различных малых катера
2 марта 2014 года 12 единиц корабельно-катерного состава Севастопольского и Ялтинского отрядов морской охраны были переведены из Крыма в Одессу и включены в Одесский отряд морской охраны ГПСУ.
После анексии Россией АРК Крым 16 марта 2014 года, верховный сепаратист Крыма С. В. Аксенов при помощи "зелёных человечков" приказал военнослужащим воинских частей вооруженных сил Украины на территории полуострова, не желающим служить в армии Крыма, подать рапорта о расторжении контрактов. Остальным было предложено поступить на службу вооруженных сил самопровозглашённой Республики Крым. Вслед за этим, 18 марта 2014 года государственная пограничная служба Украины начала вывод морской охраны из Крыма
- 11 кораблей Керченского отряда морской охраны перебазировались в Мариуполь в дополнение к уже находящимся там 7 кораблям.
- часть личного состава украинской пограничной службы, проходившего службу в АРК Крым, приняла решение продолжить службу в пограничной охране Российской Федерации
- 21 октября 2014 Совет министров АРК Крым передал ведомствам региона несколько кораблей и катеров, до марта 2014 года входивших в состав украинской морской охраны и национализированных 30 апреля 2014 года (в том числе, пограничное сторожевое судно BG31 «Буковина» проекта 205П, а также катера BG 09, BG 11, BG 504 и BG 820)
31 августа 2014 года тактическая группа из двух сторожевых катеров морской охраны государственной пограничной службы Украины (катер BG 119 проекта 1400М «Гриф» и малый катер типа «Калкан») на Азовском море была обстреляна с берега неизвестными в районе села Безыменное, в результате катер BG 119 получил повреждения и затонул, из 9 членов экипажа 2 пропали без вести и 7 получили ранения.
6 октября 2014 на вооружение Одесского отряда морской охраны ГПСУ передали ещё один катер UMS-1000.
7 июля 2015 при выходе из корабельно-катерной стоянки в бухте Мариуполя подорвался на мине и затонул малый катер морской охраны типа UMS-1000. Из находившихся на борту семи человек погибли 2 человека (капитан и находившийся на борту житель Мариуполя), 5 пограничников получили ранения. В дальнейшем, повреждённый катер был поднят, отремонтирован и возвращён в строй 26 мая 2017 года (расходы на ремонт составили 2,5 млн. гривен).
9 октября 2015 Государственная Азовская морская экологическая инспекция передала катер "Калкан" отряду морской охраны ГПСУ, который базируется в Мариуполе. Он стал шестым катером этого типа, поступившим на вооружение ГПСУ.
23 декабря 2015 года Килийский судостроительно-судоремонтный завод завершил ремонт для морской охраны ГПСУ корабля "Аметист" (бывшей браконьерской рыболовной шхуны, которую в 2001 году конфисковали пограничники).
В 2019 году был подписан контракт на поставку 20 катеров типа OCEA FPB 98.
Организационная структура
В состав Морской охраны Государственной пограничной службы Украины входят:
- орган управления
- три отряда Морской охраны (дислоцированные в Одессе, Измаиле и Мариуполе)
- дивизион катеров Морской охраны в Килие
- дивизион катеров Морской охраны специального назначения в Одессе
- группа катеров Морской охраны «Днепр» (Киев)
Боевой состав
+- 17 катеров морской охраны проекта 1400М «Гриф»;
- 14 малых катеров морской охраны проекта «Калкан»;
- 10 малых катеров морской охраны типа UMS-1000 по состоянию на октябрь 2014 года;
- некоторое количество малых катеров