Дарендорф, Мальте

05.03.2021

Мальте Дарендорф (нем. Malte Dahrendorf , 1928—2008) — немецкий филолог и педагог, специалист по литературной дидактике, автор трудов по истории детской литературы и чтению детей.

Биография и научные интересы

В 1955 защитил в Гамбургском университете диссертацию «Роман воспитания по Герману Гессе». В дальнейшем посвятил более четырех десятилетий работе над социальными, психологическими и педагогическими проблемами детской литературы и литературной социализации детей, ролью «массовой» и «развлекательной» словесности в этом процессе. Особый круг его исследований 1980-х — 1990-х годов был посвящён проблемам отражения истории Третьего Рейха, нацизма и Холокоста в послевоенной немецкой словесности, книгах для детей, школьной учебной литературе, в сознании детей и юношества Германии.

Подготовил серию книг для чтения в школе на различных ступенях обучения. Воспитал в Гамбургском университете плеяду учеников, продолжающих разрабатывать намеченную им тематику.

Избранные труды

  • Die Aufgabe des Menschen als Abenteuer. Gedanken zu den Büchern von Kurt Lütgen. Braunschweig: Westermann, 1967
  • Das Buch in der Schule. Hannover [u. a.]: Schroedel, 1969 (в соавторстве)
  • Das Mädchenbuch und seine Leserin: Versuch über ein Kapitel «trivialer» Jugendlektüre. Mit e. Anh. über Mädchenbücher der DDR. Hamburg: Verl. für Buchmarkt-Forschung, 1970 (переизд. 1973, 1978, 1980)
  • Literaturdidaktik im Umbruch: Aufsätze zur Literaturdidaktik, Trivialliteratur, Jugendliteratur. Düsseldorf: Bertelsmann-Universitätsverlag, 1975
  • Kinder- und Jugendliteratur im bürgerlichen Zeitalter: Beitr. zu ihrer Geschichte, Kritik u. Didaktik. Königstein/Ts.: Scriptor, 1980
  • Jugendliteratur und Politik: gesellschaftliche Aspekte der Kinder- und Jugendliteratur. Frankfurt/ Main: Dipa-Verlag, 1986
  • Grenzen der Literaturvermittlung: Leseverweigerung — Sprachprobleme — Analphabetismus. Weinheim: Juventa-Verl., 1995
  • Vom Umgang mit Kinder- und Jugendliteratur. Plädoyer für einen lese- und leserorientierten Literaturunterricht. Berlin: Volk-und-Wissen-Verl., 1996.
  • Literatur für Einsteiger: Leseförderung durch Erstleseliteratur. Weinheim: Juventa-Verl., 1998
  • Die Darstellung des Holocaust in der Kinder- und Jugendliteratur. Weinheim: Juventa-Verl., 1999.