Хомейни, Рухолла Мусави


Сейид Рухолла Мостафави Мусави Хомейни или Имам Хомейни (перс. سيد روح الله مصطفوی موسوی خمینی‎ [sejˈjede ruːholˈlɑːhe mostæfæˈviːje muːsæˈviːje xomeiˈniː]; 24 сентября 1902, по другим данным, родился в 1898 или 1900 году, Хомейн, Персия — 3 июня 1989, Тегеран, Иран) — иранский религиозный, духовный, государственный и политический деятель, великий аятолла, лидер исламской революции 1979 года в Иране. Высший руководитель Ирана с 1979 по 1989 год.

Личность

Рухоллах (перс. روح الله‎/, араб. روح الله‎) — арабское имя, переводится как «Божий дух». Мусави, перешедшее из имени отца сейида Мустафы Мусави, говорит, что его род восходит к седьмому имаму Мусе аль-Казиму, а следственно к пророку Мухаммеду.

Преподавал в Куме, в 50-е годы получил титул «аятолла». С 1963 года находился в оппозиции к шахскому режиму Ирана. Его арест повлёк самые крупные волнения за десятилетие, свыше 1000 убитых. Был выслан властями в Турцию, затем переехал в Ирак, в 1978 году — в Париж.

В январе 1979 года возглавил исламскую революцию в Иране. Через две недели после бегства шаха, 1 февраля 1979 года, вернулся в Иран. 11 февраля назначил временное правительство во главе с Мехди Базарганом.

В соответствии с Конституцией, принятой в декабре 1979 года, занял пост Высшего руководителя Исламской Республики Иран. Проживал в городе Куме, но деятельно участвовал в политической жизни страны.

Из иностранных политических лидеров встречался только с Ясиром Арафатом. На многочисленные поздравительные телеграммы Леонида Брежнева не отвечал.

В течение своего правления поддерживал экспорт исламской революции в страны региона, рассматривая как возможность такового ирано-иракскую войну. Когда в августе 1988 года он согласился на прекращение войны с Ираком, то решение далось ему тяжело, «как выпить чашу с ядом».

Биография

Юность и начало политической борьбы

Рухолла Хомейни родился в семье священнослужителя-шиита, Мустафы Мусави — потомок шиитского имама (сейид). Ещё в младенчестве потерял отца, убитого наёмником правившей в то время в стране шахской династии (по другой, более правдоподобной, версии, Мустафа Хомейни был убит в стычке с другими землевладельцами в драке при дележе урожая), а его мать Хаджар Ага Ханум умерла, когда ему исполнилось 15 лет. Хомейни учился в местных религиозных школах, в Эраке, а затем в Куме, где в возрасте 23 лет удостоился звания моджтахида, дававшего право преподавать. Уже тогда Хомейни занялся политической борьбой против светского режима шахов династии Пехлеви, за что к середине 1930-х годов лишился права читать лекции по исламскому праву и философии в Куме. В 27 лет Хомейни взял в жены дочь аятоллы Сагафи из местечка Шахр-е-Рей Хадижу Сагафи. Вместе с Хадижей аятолла переезжает в Кум и организовывает своё медресе, которое быстро собирает круг преданных Хомейни студентов. Подпольная преподавательская деятельность и написание значимых для исламского вероучения сочинений чрезвычайно возвысили духовный авторитет Хомейни, и в конце 1950-х он получил звание «аятолла» — высший духовный титул в шиитском исламе.

Первые победы и изгнание

В 1962 году Хомейни возглавил забастовку духовенства, вынудившую правительство Асадоллы Алама отказаться от законопроекта о региональных и местных обществах, а в январе 1963 года призвал бойкотировать шахский референдум по вопросам проведения реформ (так называемой «Белой революции»), утверждая, что он не соответствует исламским нормам и Конституции страны.

Начавшиеся в стране широкомасштабные выступления в поддержку имама были подавлены полицией, референдум был проведён 26 января 1963 года, а имам Хомейни арестован и препровождён в Тегеран, где провёл в заключении 2 месяца. После референдума и провозглашения курса на реформы Хомейни назвал «Белую революцию» чёрной и в своём открытом манифесте заявил:

Я вижу решение — в смещении этого правительства за нарушение заветов ислама… О, Господи, я доведу [дело] до конца! И если я останусь в живых, с Божьей помощью непременно исполню свой долг.

В середине марта 1963 года, накануне иранского Нового года, Хомейни призвал иранцев отказаться от любых празднований и выйти на улицу с политическими лозунгами. Шах приказал разогнать демонстрантов. 22 марта был осуществлён вооружённый налёт агентов шахской тайной полиции САВАК на медресе Февзийе в Куме, руководителем которого был Хомейни; один учащийся погиб.

Обращаясь к шаху, Хомейни назвал его «доверенным лицом Израиля» и призвал народ «восстать и сбросить тиранию». В своём известном заявлении от 2 апреля 1963 года под названием «Любовь к шаху — это потворство грабежу народа» аятолла добавил:

Я готов к тому, что моё сердце будет пронзено штыками ваших агентов, но я никогда не подчинюсь вашим несправедливым требованиям и не склонюсь перед вашей жестокостью.

3 июня 1963 года Хомейни, выступая в медресе Февзийе в Куме, резко осудил политику шаха и призвал его изменить свой курс. В ответ на это 5 июня 1963 года шахская полиция арестовала аятоллу и перевела его в Тегеран под домашний арест. Арест повлёк за собой массовые протесты, в ходе жестокого подавления демонстраций погибло около 400 протестовавших. Только в августе аятолла был выпущен из-под ареста.

В октябре 1964 года Хомейни вновь был арестован и выслан в Турцию за то, что осудил закон об особом статусе американских граждан в Иране (так называемый «акт о капитуляции»). Из Турции Хомейни перебрался сперва в священный шиитский город Неджеф в Ираке, а в 1978 году — в Париж, где продолжил свою борьбу против шахского режима.

В своих обращениях Хомейни призывал к свержению шахского режима и создания теократического государства под опекой духовенства. Хомейни был ярым противником шахского режима и его правительства, питал острую неприязнь к Израилю, к Америке, к СССР. На одном из собраний духовенства в Куме он заявил: «Америка хуже Англии, Англия хуже Советского Союза, а Советы хуже обеих! Но сейчас Америка является воплощением всей мерзости. Пусть президент США знает, что наш народ ненавидит его больше всех… Все наши беды исходят от Америки и от Израиля. Исламские народы ненавидят иностранцев вообще, а американцев и русских особенно. Это Америка поддерживает Израиль и его сторонников. Это Америка вооружает Израиль, чтобы сделать арабов бездомными…»

Революция 1979 года и создание Исламской Республики Иран

Таинственная гибель сына имама Мостафы Хомейни и оскорбительная статья в адрес аятоллы вызвали столь широкий резонанс в Иране, что значительная часть населения страны вышла на манифестации, а большинство предприятий нефтяной промышленности забастовали. В результате шахский режим смог продержаться чуть больше месяца: в январе 1979 года шах с семьёй покинул страну навсегда, 1 февраля 1979 года Хомейни вместе с группой своих сторонников (среди них были его доверенные сподвижники Хасан Хабиби, Садек Табатай, Абольхасан Банисадр, Садек Готбзаде, Мехди Араги, кинематографист Расул Садр Амели) вернулся в Иран.

11 февраля подконтрольные шаху войска прекратили сопротивление. 14 февраля «Национальный фронт» под руководством аятоллы Хомейни сформировал правительство, а абсолютное большинство участников мартовского референдума поддержало создание Исламской Республики Иран.

Политика Хомейни в 1979—1989 годах

По указу Хомейни был создан «Корпус стражей исламской революции», разработана и принята новая Конституция республики, предоставившая ему верховную власть как «высшему духовному авторитету». В стране был создан мощный силовой аппарат и введены исламские законы: полная исламизация всех сторон жизни общества — политики, экономики и культуры. Женщинам запретили носить непредписанную мусульманкам одежду. Была введена система исламского судопроизводства, основанная на положениях Корана и шариата. Началась борьба по подавлению левой оппозиции и организаций национальных меньшинств. Исламский революционный суд под председательством «судьи-вешателя» Садека Хальхали превратился в инструмент массовых политических репрессий.

4 ноября 1979 года сторонники аятоллы Хомейни захватили посольство США в Тегеране, требуя вернуть в страну на расправу бывшего шаха Ирана Мохаммеда Резу Пехлеви, нашедшего пристанище в Америке. Несмотря на все усилия администрации США, включая попытку освобождения вооружённым путём, 52 американских заложника были отпущены иранцами только через 444 дня, 20 января 1981 года, после смерти шаха и в результате договорённостей между США и Ираном.

Обосновавшись в Куме, аятолла лично руководил политикой страны, назначая по своему усмотрению членов Совета по наблюдению за осуществлением конституции. Ирано-иракская война (1980—1988) ещё более сплотила приверженцев Хомейни, хотя Ирану в конце концов пришлось подписать резолюцию № 598 Совета безопасности ООН о прекращении огня в июле 1987 года и согласиться с условиями мирного договора, максимально учитывавшего интересы Ирака. 18 июля 1987 года он заявил:

«Пойти на это болезненнее, чем испить чашу с ядом. Однако я вверяю себя божьей воле и выпиваю эту чашу во имя свершения воли всевышнего».

Также по его настоянию во второй половине 1988 года были казнены фактически все находившиеся в иранских тюрьмах руководители левых и леворадикальных Народной партии Ирана, «Моджахеддин-э-Халк», «Фидаин-э-Халк», Национального движения сопротивления и прошахской антиисламской организации «Азадеган».

Письмо Михаилу Горбачёву в 1989 году

1 января 1989 года направил личное послание Председателю Президиума Верховного Совета СССР Михаилу Горбачёву, в котором призвал его отказаться от идеологии коммунизма и пересмотреть политику предшественников Горбачёва, «заключавшейся в отречении общества от Бога и от религии».

Он предостерёг от распутывания клубка экономических проблем социализма и коммунизма возвращением с этой целью к капитализму и также заявил, что «Исламская Республика Иран как самый могущественный оплот исламского мира может с лёгкостью заполнить вакуум, образовавшийся в идеологической системе Вашего общества», отмечая также, что

«Ваши трудности заключаются в отсутствии истинной веры в Бога, и это ведёт и будет вести Запад в трясину пошлости, в тупик. Ваша основная трудность заключается в тщетной длительной борьбе против Бога, основного источника бытия и всего сущего».

Послание было вручено Михаилу Горбачёву 4 января специальным представителем имама аятоллой Джавади-Амоли. Михаил Горбачёв дал письменный ответ, в котором рассматривались вопросы двусторонних отношений и регионального сотрудничества. Его вручил лично 25 февраля 1989 года Эдуард Шеварднадзе в доме Хомейни, несмотря на то, что Хомейни по причине неважного самочувствия и по рекомендации врачей никого не принимал. Шеварднадзе был единственным иностранцем, который встречался с Хомейни после исламской революции. По свидетельству Шеварднадзе, Хомейни так прокомментировал его изложение ответа Горбачёва:

«Я разочарован. Я слышал, что Горбачёв — мыслящий человек. Я не случайно написал ему письмо. В письме речь шла о месте человечества в этом мире и в потустороннем мире. Я не задумываюсь о проблемах этого мира. Я размышляю о потустороннем мире, и на этот вопрос я не получил ответа. Что касается нормализации отношений, то я поддерживаю это».

Для СМИ иранской и советской стороной была согласована следующая формулировка: «имам, выслушав содержание письма Горбачёва, одобрил его».

Деятельность в 1989 году

14 февраля 1989 года аятолла Хомейни отдал приказ о физическом уничтожении писателя Салмана Рушди, книгу которого — «Сатанинские стихи» — мусульмане сочли оскорбительной для ислама. (Теймураз Степанов, присутствовавший в ходе одной из встреч Шеварднадзе с министром иностранных дел Ирака Тариком Азизом в начале 1989 года, отмечал в своём дневнике, что Тарик Азиз высказывался, что «Вынеся приговор писателю, Хомейни объявил войну своим противникам в Иране. Так он пытается решить внутренние проблемы. Режим Хомейни находится в состоянии постоянной войны с самим собой и с остальным миром. Эту историю с книгой сравнивают с захватом американского посольства».)

После обширного инфаркта в 1989 году вместе с семьёй поселился в пригороде Тегерана. 23 мая хорошо перенёс операцию по остановке кровотечения в системе органов пищеварения, однако 3 июня скончался в результате сердечного приступа, оставив 23-страничное завещание, которое было зачитано на чрезвычайном заседании руководства Ирана 4 июня. В стране был объявлен 40-дневный траур. 5 июня в Тегеране состоялась траурная церемония (население было допущено к телу имама, помещённому в стеклянное кубическое сооружение). При этом в давке, возникшей на площади Джамаран погибли несколько человек, около 500 были ранены.

6 июня был похоронен в мавзолее, расположенном в 8 км к югу от Тегерана и в 25 км от международного аэропорта имени имама Хомейни, недалеко от военного кладбища Бехеште-Захра. Имя аятоллы носят города Хомейни-Шехр в провинции Исфахан и Бендер-Хомейни в Хузестане.

Похоронен на кладбище Бехеште-Захра. На его похороны собралось около 10 млн человек.

Завещания

В 2008 году в России знаменитое «Завещание» аятоллы Хомейни было официально признано экстремистской литературой (решением Городищенского районного суда Пензенской области от 21.02.2008) и 2.06.2008 г. включено в обобщённый список экстремистской литературы Федеральной регистрационной службы РФ. Данное решение суда вызвало протесты в некоторых исламских кругах России.

В бонистике

  • Хомейни изображён на лицевой стороне банкнот Ирана начиная от 1000 риалов, начиная с выпуска 1992 года по настоящее время. См. иранский риал.

В литературе

Хомейни под именем Имама негативно изображён в романе Салмана Рушди «Сатанинские стихи».

Упомянут в песне Владимира Высоцкого «Лекция о международном положении, прочитанная человеком, посаженным на 15 суток за мелкое хулиганство, своим сокамерникам».

Галерея