Палемон (князь литовский)


Палемон — мифический основатель родоначальник династии литовских князей Палемоновичей.

В современной историографии принято считать, что легенда была придумана в XV или в XVI веке с целью доказать происхождение высшей литовской знати от римлян и литовской государственности от римской. Ещё во второй половине XV века Ян Длугош писал, что у литовцев римские корни, но не углублялся в детали. Легенда о Палемоне и основании Литвы впервые упоминается во второй редакции белорусско-литовских летописей, созданной в 1520-х или 1530-х годах.

По легенде римлянин Палемон, родственник императора Нерона, спасаясь от жестокости императора с пятьюстами знатными семействами, приплыл к устью Немана, а по Неману добрался до рек Дубисы и Юры. Здесь они поселились, назвав эту землю Жемайтией (низкой землёй). Данную легенду немного развил Мацей Стрыйковский, который передвинул переселение на 452 год и объяснил его тем, что предки литовцев спасались от зверств Аттилы.

Авторы легенды довольно плохо знали географию Литвы и Белоруссии, поэтому в ней встречается множество географических ошибок и несообразностей. Кроме того, существовали многочисленные хронологические проблемы, а также несоответствие с некоторыми другими источниками. Поскольку большая часть текста касается окрестностей города Новогрудок, легенда, скорее всего, возникла именно в этом городе.

Легенда о Палемоне довольно широко рассматривалась в историографии. До публикации «Хроники Быховца» в 1846 году многие были уверены в том, что легенда сочинена Стрыйковским, хотя Василий Татищев обращал внимание на то, что некоторые элементы легенды имеются у ряда более ранних историков. В историчности легенды сомневались уже в XVIII веке: Н. М. Карамзин писал, что известия о происхождении литовцев «баснословны и явно основаны на догадках».

После обнаружения «Хроники Быховца» её исследовал Теодор Нарбут. Он был уверен в достоверности сказания, однако отверг версию о римском происхождении литовцев, считая их потомками герулов. Позднее Иосиф Ярошевич, который издал сводную работу по истории Литвы, хотя и принимал многие положения Нарбута, назвал легенду о переселении литовцев из Италии «сущей басней». В современной историографии легенда как имеющая историческое основание не рассматривается.