Руанский собор (цикл картин)

06.03.2021

«Руанский собор» — серия из тридцати картин французского художника-импрессиониста Клода Моне, представляющих собой различные виды собора в зависимости от времени дня, года и освещения, написанные художником в 1890-х годах.

История

Первые картины цикла художник начал писать в феврале 1892 года во время своего первого пребывания в Руане. Моне арендовал апартаменты возле собора, где для работы оборудовал временную студию. Большинство полотен создано художником в 1892 и 1893 годах, дорабатывал он картины в 1894 году. Ожидаемая всеми руанская серия была представлена только в 1895 году. Благодаря Полю Дюран-Рюэлью в мае 1895 года была организована персональная выставка для цикла «соборов», и еще до окончания выставки было продано восемь картин. «Соборы» вызвали противоречивую реакцию, хотя Сезанн, Писсарро приняли их с энтузиазмом, а Клемансо написал статью «Революция соборов». Моне хотел, чтобы оставшиеся двадцать картин серии продавались не по одной, а всей серией, — при том, что каждая из них оценивалась в 15 000 франков. Вопреки воле Моне «Соборы» были проданы разным лицам, и сегодня они хранятся в музеях Франции, Соединенных Штатов и России.

Игра света

Когда Моне создавал цикл Руанских Соборов, он уже давно увлечен темой выразительной передачи различий света в разное время дня и года, и тем как атмосферные условия изменяются. Для Моне эффекты света стали столь же важными как и изображаемый предмет. Его предыдущие серии, в которых он также изображал различные виды на один и тот же объект при различных условиях освещения, — попытка иллюстрировать важность света в нашем восприятии темы в данном времени и месте. Цикл «Соборы» не был для Моне первым циклом полотен одной темы, но он был самым исчерпывающим. В предыдущих своих экспериментах со светом художник изображал пейзажи. Собор позволил ему выделить парадокс между на вид постоянной, твердой, структурой и изменяющимся легко играющим с нашим восприятием светом. Художник решает сконцентрироваться на отдельных фрагментах готического собора и выбирает портал, башню святого Мартина и башню Альбане. Его интересует исключительно игра света на камне, небо и земля почти перестают существовать.

Техника

Живопись собора была многообещающей задачей, даже для Моне. Он понял, что изображение ускользающего света, из-за его изменяющейся природы и чрезвычайной тонкости, почти невозможная вещь. Он решил сначала быстро захватить сущность, заканчивая эскиз позднее и комбинируя с запомнившимся изображением. С течением времени Моне наносил на полотно с каждым разом все более толстый слой краски, выделение отдельных цветов менее заметно, чем в начале его творчества. Краски и фрагменты картины сливались и соединялись между собой. Благодаря этому складывается впечатление, как будто свет живет в картине. У Моне тень становилась цветом, а цвет — игрой света.

Галерея

  • Руанский Собор, Западный Портал, Туманная Погода (1892), Музей Орсе, Париж.

  • Руанский собор, Восточный фасад в солнце (1892), Национальная галерея искусства, Вашингтон.

  • Руанский собор, портал и башня, эффект утра; белая гармония (1892-1893), Музей Орсе, Париж.

  • Руанский собор, портал и башня в солнце, гармония голубого и золота (1892-1893), Музей Орсе, Париж.

  • Руанский собор, портал; гармония голубого (1892-1893), Музей Орсе, Париж.

  • Портал и башня в утреннем свете, Гармония голубого (1893), Музей Орсе, Париж.

  • Руанский собор, Западный портал и башня в полдень, Гармония голубого и золота (1893), Музей Орсе, Париж.

  • Руанский собор, портал; солнечный свет (1894), Метрополитен-музей, Нью-Йорк

  • Руанский собор, фасад (закат), гармония золотого и голубого (1892-1894), Музей Мармоттан-Моне, Париж.

  • Руанский собор, фасад (эффект утра), (1892-1894), Музей Фолькванг, Эссен, Германия.

  • Руанский собор, фасад 1 (1892-1894), Музей искусства, Хаконе, Япония

  • Руанский собор, фасад и башня Альбане, туманный день (1892-1894), Beyeler Foundation, Риэн, Швейцария.

  • Руанский собор, фасад в солнце (1894), Clark Art Institute, Вильямстаун, США.

  • Руанский собор, Западный фасад (1894), Национальная галерея искусства, Вашингтон.

  • Руанский собор, Западный фасад в солнце (1894), Национальная галерея искусства, Вашингтон.

  • Руанский собор, Фасад и башня Альбане. Серая погода. (1894), Музей изящных искусств, Руан.