Хромцов, Николай Иванович

06.03.2021


Хромцов Николай Иванович (1902—1943) — капитан советского ледокольного флота, полярный исследователь, участник ряда арктических экспедиций.

Биография

Представитель известной династии моряков-поморов Хромцовых.

Родился на маяке Инцы в Зимне-Золотицкой волости Архангельского уезда Архангельской губернии. Отец — смотритель маяка (погиб в 1913 г. при спасении спасая моряков, тонувших рядом с маяком).

Учился в приходской школе деревни Зимняя Золотица.

С 1911 году учился в приходской школе в Архангельске.

С 11 лет нанялся на судно юнгой-зуйком, а с 14 лет матросом на парусниках судовладельца Федора Ладкина. Некоторое время проучился в Патракеевской мореходной школе.

С ноября 1921 г. — матрос на ледокольном пароходе «А. Сибиряков».

С 1922 г. — матрос ледокольного парохода «Русанов».

В 1923 г. г. принял участие в Карской товарообменной экспедиции.

В 1924—1929 гг. на военной службы на Балтийском флоте.

Во время службы окончил школу подводного плавания и вечернее судоводительское отделение Ленинградского морского техникума, получив диплом штурмана.

С 1929 г. — старший помощник капитана ледокольного парохода «А. Сибиряков». На ледокольном пароходе «Владимир Русанов» участвовал в плавании к Северной Земле.

Летом 1933 г. на «Русанове» принял участие в доставке в бухту Марии Прончищевой первой группы зимовщиков во главе с С. П. Журавлевым. В декабре 1933 г. стал капитаном «Русанова».

В 1935 г. под его руководством «Русанов» совершил первый рейс на реку Индигирку.

В 1930—1937 гг. каждый год участвовал в весенних кампаниях по забою гренландского тюленя в Горле Белого моря.

В 1936 г. Хромцов получил диплом капитана дальнего плавания и был назначен капитаном ледокольного парохода «Садко». На этом судне участвовал во Второй и Третьей Высокоширотных экспедициях Главсевморпути.

В 1937 г. «Садко» в рамках последней пересек море Лаптевых с запада на восток по 76-ой широте, обогнув с севера Новосибирские острова и дойдя до островов Де-Лонга.

На острове Генриетты была организована советская полярная станция.

После чего «Садко» пошел на помощь судам, попавших в ледовый плен, однако 23 октября 1937 г. судно само оказалось зажатым льдами вместе с ледокольными пароходами «Г. Седов» и «Малыгин».

В августе 1938 г. «Садко» и «Малыгин» были высвобождены из ледового плана ледоколом «Ермак»

С 1939 г. Хромцов — капитан ледокола «Дежнев».

С началом Великой Отечественной войны Хромцов — капитан ледокола «Ленин». Судно вело проводки советских и иностранных судов по Северному морскому пути, перевозя вооружение и продукцию для нужд фронта.

Н. И. Хромцов скончался 23 сентября 1943 году на борту ледокола «Ленин».

Похоронен на Вологодском кладбище Архангельска.

Награды

  • Орден «Знак Почета»
  • Медаль «За трудовую доблесть»

Память

  • Именем Хромцова назван ледниковый купол на острове Харли, Земля Франца-Иосифа, мыс на западной оконечности Земли Георга
  • Улица Капитана Хромцова в Архангельске.
  • Углерудовоз «Капитан Хромцов» (носил имя капитана с 1976 по 1997 гг., в настоящее время утилизирован)
  • Название «Капитан Хромцов» носила деревянная шхуна, построенная Маймаксанской судоверфью в 1943 г.