Ефремов, Иван Антонович


Иван Антонович Ефремов (10 [23] апреля 1908 года, дер. Вырица, Царскосельский уезд, Санкт-Петербургская губерния, Российская империя — 5 октября 1972 года, Москва, СССР) — советский писатель, фантаст, учёный-палеонтолог, основатель тафономии, философ-космист и гуманист, общественный мыслитель. Доктор биологических наук (1941), профессор (1943), с 1929 по 1959 год научный сотрудник Палеонтологического института, с 1937 года заведующий лабораторией низших позвоночных. Лауреат Сталинской премии второй степени (1952, за монографию «Тафономия и геологическая летопись»).

В своих книгах показал как прошлое, так и возможное коммунистическое будущее человечества. Квинтэссенцией социально-философских размышлений писателя стали роман-утопия «Туманность Андромеды» (1957) и антиутопия «Час Быка» (1968).

Биография

Происхождение и ранние годы

Согласно метрической книге церкви посёлка Суйда Гатчинского района Ленинградской области, И. А. Ефремов родился 10 (23) апреля 1908 год, сам Ефремов в автобиографиях указывал, что родился в деревне Вырица Царскосельского уезда 9 (22) апреля 1907, эта же дата использовалась и в его официальной биографии. В автобиографии от 1967 года он писал, что как и многие в те годы, в 1920-е годы прибавил себе возраст.

Отец, житель Вырицы Антип Харитонович Ефремов, был арендатором Вырицкого лесопильного завода, на котором, по данным на 1914 год, работали 17 человек. Земля, на которой стоял завод, была в собственности семьи князей Витгенштейнов. Впоследствии Антип Ефремов создал собственное производство, занял видное положение среди местных земских деятелей и благотворителей и сменил имя на Антон. Ивану, сыну богатого предпринимателя, пришлось после 1917 года сменить отчество с Антиповича на Антоновича. В романе Ефремова «Лезвие бритвы» в числе действующих лиц значится некий князь Витгенштейн, имя которого было хорошо известно писателю с детских лет.

Способности Ефремова проявились достаточно рано: в четыре года он научился читать, в шесть — познакомился с творчеством Жюля Верна и полюбил книги о землепроходцах, мореплавателях и учёных.

В 1914 году его семья переехала в Бердянск, где он поступил в гимназию. Во время революции родители развелись, и в 1919 году мать с детьми перебралась в Херсон, вышла замуж за красного командира и уехала с ним, оставив детей родственнице, которая вскоре умерла от тифа. Иван прибился к красноармейской автороте, вместе с которой «сыном полка» дошёл до Перекопа. При бомбардировке Очакова был контужен и с этого времени начал немного заикаться.

Образование и научная карьера

В 1921 году, демобилизовавшись, уехал в Петроград с твёрдым намерением учиться и, благодаря бескорыстной помощи учителей, окончил школу за два с половиной года. «Революция была также и моим освобождением от мещанства», — говорил он позже.

Учёбу пришлось совмещать с заработком на жизнь: Ефремов работал грузчиком, пильщиком дров, помощником шофёра, затем шофёром в ночную смену.

В 1923 году он сдал экзамены на штурмана каботажного плавания при Петроградских мореходных классах и, после окончания школы, весной 1924 года уехал на Дальний Восток.

К палеонтологии Ефремов пришёл, познакомившись с академиком П. П. Сушкиным, который открыл для него эту науку и помог сделать в ней первые шаги. Отплавав в 1924 году матросом навигацию на Тихом океане по протекции капитана Д. А. Лухманова, будущий палеонтолог вернулся в Ленинград и поступил в ЛГУ на биологическое отделение.

С середины 1920-х годов его жизнь проходит в экспедициях, приносящих многочисленные ценные находки и открытия. В частности именно в это время он обнаружил остатки ветлугазавра. Он стал вторым человеком в мире, которому удалось обнаружить эти окаменелости. Маршруты палеонтологических экспедиций пролегали по Поволжью (Большое Богдо), Уралу и Средней Азии.

В первой половине 1930-х годов он участвовал в геологических экспедициях по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку (начальник отряда Нижне-Амурской экспедиции 1931 года). В 1932 и 1934 годах по рекам Нюкжа и Олёкма проходили Олёкмо-Тындинская и Верхне-Чарская геологические экспедиции И. А. Ефремова. Некоторые эпизоды его экспедиционной жизни позже вошли в рассказы «Алмазная труба», «Тень минувшего», «Голец Подлунный» и другие.

В 1932—1935 годах учился экстерном в Ленинградском горном институте, диплом «с отличием» был оформлен в 1937 году.

В 1935 году по совокупности научных работ была присвоена степень кандидата биологических наук, по разделу «Палеонтология».

В марте 1941 года за работу «Фауна наземных позвоночных средних зон перми СССР» была присвоена учёная степень доктора биологических наук.

В это время Иван Антонович уже жил в Москве, поскольку в 1935 году сюда переехал Палеонтологический институт. По результатам находок, совершённых в возрасте 19 лет, в соавторстве с А. П. Быстровым опубликовал монографию по остеологии и анатомии эотриасового лабиринтодонта, за которую авторы впоследствии будут удостоены почётных дипломов Линнеевского общества (Англия).

В начале войны был эвакуирован в Алма-Ату (Казахская ССР), оттуда — во Фрунзе (Киргизcкая ССР). Там перенёс тяжёлую форму лихорадки тифозного типа, получив тяжёлую болезнь сердца. Болезнь надолго приковала Ефремова к постели. Но именно это вынужденное бездействие способствовало его обращению к художественному слову. Свои впечатления об экспедициях он решается изложить уже не документально, не в форме путеводного дневника, а в художественной форме, в жанре рассказа, с определённым сюжетом и элементами вымысла. Всего за год он пишет и публикует более десяти рассказов. Это начало его пути в литературу. Одновременно Ефремов продолжает работать и как палеонтолог.

В 1945 году И. А. Ефремов вместе с В. А. Обручевым воссоздал журнал «Вокруг света», закрывавшийся во время войны, и поначалу возглавлял его редколлегию. Входил в редколлегию научно-фантастического журнала «Искатель».

Тафономия

В 1930-е годы И. А. Ефремовым разрабатывается новая отрасль знания, тафономия — учение о закономерностях сохранения остатков ископаемых организмов в слоях осадочных пород. Рукопись «Тафономия» была завершена в 1943 году, но опубликовать её удалось только в 1950 году («Тафономия и геологическая летопись»). Академия наук разрешила публиковать «Тафономию» Ефремова лишь после того, как его экспедиции в Монголию принесли богатейший материал (несколько железнодорожных вагонов костей динозавров), и в этих экспедициях Ефремов опирался на теоретические положения своей науки. Примечательно, что несколькими месяцами раньше в той же Монголии работала американская экспедиция, но никаких палеонтологических находок не сделала. Успех экспедиции Ефремова дал «зеленый свет» и его фундаментальной книге о тафономии и его науке, имеющей практическое применение и междисциплинарное теоретическое основание. Примечательно, что во многих американских учебниках и справочниках по палеонтологии Ефремов рассматривается в качестве «отца» современной палеонтологии, соединившего геологические и палеонтологические данные в единую науку.

Общее признание новая отрасль получила лишь в 1970-е годы, однако выводы своей науки Ефремову удалось успешно применить ещё во время экспедиции в монгольскую пустыню Гоби, принёсшей богатейший материал. Экспедиция, руководимая заведующим отделом древних позвоночных Палеонтологического института И. А. Ефремовым, работала в Монголии в 1946, 1948 и 1949 годах, и о ней написана документальная повесть «Дорога ветров».

Литературное творчество

Во время войны И. А. Ефремов начал писать свои первые «рассказы о необыкновенном», в которых сочетается научная фантастика и приключения. В этих рассказах он предсказал открытие алмазных месторождений в Якутии и голографию. Небольшой повестью «Катти Сарк» он непосредственно повлиял на судьбу знаменитого британского парусника, ныне отреставрированного энтузиастами и стоящего на берегу Темзы.

В годы Великой Отечественной войны ученый создает свои первые масштабные произведения — историко-приключенческие повести с элементами фантастики «Путешествие Баурджеда» (опубликована в 1953) и «На краю Ойкумены» (опубликована в 1949), объединённые общим заглавием «Великая дуга». На материале Древнего Египта и Древней Греции он впервые ставит перед читателем ряд вопросов морально-этического характера, трактуя с гуманистических позиций проблемы взаимоотношений власти и общества, войны и мира, науки и религии.

По-видимому, уже в сороковые годы, после написания рассказов «Обсерватория Нур-и-Дешт» и «Звёздные корабли» (1944), у Ефремова родился замысел создать произведение о космическом будущем, о Великом Кольце миров Вселенной, о красивых, «ненасытных в подвиге» людях, подлинных человеческих отношениях и планете, превращённой её жителями в цветущий сад. Таким произведением стал роман «Туманность Андромеды», вышедший в 1957 году. Будущее, описанное в книге, коммунистическое — без частной собственности, рынка и профессиональных органов власти.

Второй роман писателя, «Лезвие бритвы», стал ответом на проблемы, возникшие перед страной к началу 1960-х годов, когда «осадный социализм» прежних лет ушёл в прошлое, требовались новые подходы к управлению обществом и воспитанию, развитие наук о человеке, объединение всех людей планеты в борьбе за ядерное разоружение и подлинный социализм. Всё это Ефремов и стремился показать в форме приключенческого романа «в несколько хаггардовском вкусе».

Однако реальные тенденции мирового развития становились иными, всё более тревожными, и к концу 1960-х годов появился роман-предупреждение «Час Быка». Писатель предупреждал о грозящей социальной, экологической и нравственной катастрофе. В книге светлому миру Земли, продолжающему линию «Туманности Андромеды», противостоит мрачная антиутопия планеты Торманс, управляемой олигархией. Распространённое мнение о том, что роман представляет собой карикатуру на СССР, некорректно: хотя писатель отразил тупиковые тенденции развития «реального социализма» (роман был воспринят как «клевета на советскую действительность», изымался из библиотек и не переиздавался до конца 1980-х годов). Герои романа Ефремова так и не пришли к однозначному выводу, из какого общественного строя возникла олигархия Торманса — из «муравьиного лжесоциализма» (маоизма) или из «гангстеризующегося капитализма». В 1969 году в письме американскому коллеге писатель говорит о «взрыве безнравственности», за которым последует «величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры».

20 ноября 1970 года И. А. Ефремовым было направлено письмо на адрес секретаря ЦК КПСС П. Н. Демичева с целью защитить издательство «Молодая гвардия», напечатавшее роман И. А. Ефремова «Час Быка». В письме, в частности, говорилось:

Журнал «Молодая гвардия» …подвергается суровой критике (на мой взгляд преувеличенной). В числе ошибок редакции… считают и опубликование моего романа. Некоторые люди усмотрели в романе опорочивание нашего строя. …Разумеется, «Час Быка» — очень сложный роман, и одной из его главных целей была критика маоизма, который, как известно, использует опыт коммунистического строительства в нашей стране, искажая и выворачивая его в своих целях. И очень плохо для критики, если изображение будущего строя, смоделированного по маоистскому Китаю плюс гангстерскому монополистическому капитализму, она принимает за какое-то изображение нашего строя!
<…>
Вполне возможно, что у меня могут встретиться неточные отдельные места, но как может фантастический роман претендовать на абсолютную непогрешимость предсказаний будущего или описаний такового?..
<…>
Естественно, я обращаюсь в высший орган партии нашей страны с просьбой или указать мне мои ошибки, или разъяснить, что опубликование моего романа «Час Быка» не является идеологической ошибкой редакции журнала «Молодая гвардия» или, соответственно, издательства.

В марте 1971 года в здании ЦК состоялась встреча П. Н. Демичева и И. А. Ефремова. По воспоминаниям вдовы писателя Т. И. Ефремовой, И. А. Ефремова «удивило, что секретарь ЦК хорошо знаком с его произведениями и основывается не только на материалах, подготовленных референтами. В отношении романа „Час Быка“ Демичев посоветовал сосредоточить внимание на вопросах единовластия, а не коллегиальности, на которой построена партийно-государственная система СССР. В заключении он сказал, что впечатления от книг тождественны облику писателя… Он предложил присылать ему рукописи будущих книг. Это пожелание было выполнено и рукопись последнего романа „Таис Афинская“ была ему направлена».

В 2002 году М. С. Листов, автор фильма «Откровение Ивана Ефремова» в личной беседе с А. И. Константиновым рассказал о своём недавно состоявшемся телефонном разговоре с П. Н. Демичевым. По словам М. С. Листова, П. Н. Демичев сказал: «Ефремов был великий человек. Если бы его не запрещали, а изучали, многих бед в дальнейшем удалось бы избежать».

В 1972 году выходит последний роман писателя — роман «Таис Афинская», в котором автор обратился ко времени Александра Македонского и попытался проследить, как ставились тогда те проблемы, решения которых он показал в произведениях о будущем. Исследования малоизвестных женских культов, сосредоточение внимания на внутреннем мире женщины и её роли для исторических судеб, размышления о генезисе культур и религий и их взаимодействии, поиск красоты и истины — всё это собрано в романе и показано в широком историческом контексте столкновения античной и восточной культуры.

После смерти в материалах писателя обнаружены и опубликованы в журнале «Студенческий меридиан», а потом и в полном собрании сочинений — две художественные работы: рассказ «Каллиройя» и повесть «Тамралипта и Тиллоттама», некоторые фрагменты которой вошли в «Лезвие бритвы».

Смерть

Иван Ефремов умер 5 октября 1972 года на 65-м году жизни от сердечной недостаточности. Он не дожил до окончания публикации своего четвёртого романа — «Таис Афинская», посвящённого другу и жене, Таисии Иосифовне Ефремовой. Его могила находится на кладбище в Комарово под Санкт-Петербургом, но, по словам Таисии Иосифовны, представляет собой кенотаф. Вдова писателя рассказала переводчице Галине Усовой, что ей удалось выполнить последнее желание Ефремова и развеять его прах над Индией.

Некролог на кончину писателя опубликовал еженедельник «Литературная газета» среди четырёх небольших некрологов на внутренних полосах газеты. Весть о смерти любимого писателя распространилась стремительно. Однако ещё много лет спустя в литературные редакции поступала масса писем для Ефремова от читателей, уверенных, что автор жив.

Через месяц после смерти писателя работники КГБ СССР провели в его квартире обыск. Существуют сведения, что писатель и его жена подозревались в шпионаже в пользу Великобритании. По факту смерти писателя КГБ СССР было возбуждено уголовное дело, которое было прекращено 4 марта 1974 года. Инициатором обвинения был генерал В. И. Алидин.

Семья

Жёны:

  • Примерно с 1930 года — Ксения Николаевна Свитальская, дочь академика АН УССР Н. И. Свитальского. Брак распался до 1935 года.
  • С 1936 года — Елена Доментьевна Конжукова, палеонтолог. От их брака в 1936 году родился сын Аллан Ефремов. Умерла в 1961 году.
  • С 1962 года — Таисия Иосифовна Юхневская (1926—2019).
  • Членство в организациях

    • Всесоюзное палеонтологическое общество
    • Московское общество испытателей природы
    • Союз писателей СССР
    • Американское общество палеонтологии позвоночных
    • Американское географическое общество
    • Лондонское Линнеевское общество, почётный член (1957)

    Награды и премии

    • 1945 — орден Трудового Красного Знамени — за заслуги в палеонтологии.
    • 1952 — Сталинская премия II степени — за книгу «Тафономия и геологическая летопись».
    • 1967 — орден Трудового Красного Знамени (28.10.1967) — за заслуги в развитии советской литературы и активное участие в коммунистическом воспитании трудящихся.
    • 19?? — орден «Знак Почёта»[уточнить].

    Мировоззрение

    Мировоззрение Ефремова замечательно своей цельностью, в нём палеонтолог-эволюционист дополняет социального мыслителя, психолога и писателя. От примитивных биологических форм к кострам палеолита, и далее, через собирание жемчужин мысли и красоты, создаваемых человеком во все эпохи, к построению справедливого общества. Основные источники и составные части ефремовского мировоззрения: социалистическая мысль — диалектика марксизма, Н. Чернышевский, А. Богданов, Г. Уэллс; романтико-приключенческая литература — Г. Хаггард, А. Грин; русская поэзия Серебряного века — Николай Гумилёв, Максимилиан Волошин (эти поэты цитируются во многих произведениях Ефремова, см. Л. Акопов. Поэзия в произведениях И. А. Ефремова); «Номогенез» выдающегося биолога Льва Семёновича Берга; гуманистическая психология К. Роджерса и Э. Фромма; индийская философия; идеи русского космизма — К. Циолковского, В. Вернадского и Живой Этики Рерихов.

    По оценке писателя и литературного критика Дмитрия Быкова (2007), Ефремов выступал против пессимистических взглядов на природу человека, согласно которым человек несовершенен и руководствуется низменными инстинктами; при такой позиции любое общественное устройство, будь то капитализм или социализм, может стать невыносимым для жизни. Для Ефремова, напротив, важна вера в перспективу антропологической революции, с его точки зрения, пишет Быков, эволюционные возможности человека беспредельны. В то же время этот путь пролегает по «лезвию бритвы», великое и прекрасное оказывается, по словам Быкова, на «тончайшей грани между диктатурой и анархией, богатством и нищетой, сентиментальностью и зверством». Быков полагает, что непопулярность Ефремова в постсоветской России связана с тем фактом, что в условиях «дикого капитализма» возобладали установки, согласно которым человека — «грубую скотину» — изменить невозможно, а капитализм является «концом истории».

    С точки зрения философа и публициста Бориса Межуева (2012), в системе взглядов Ефремова человек внутренне «добр и замечателен», а зло является порождением искаженных социальных отношений; соответственно, задачей коммунистического воспитания является лишь раскрытие присущих человеку моральных качеств. Как пишет Межуев, такая гуманистическая руссоистская позиция, отвергающая первородный грех, расходится с иудео-христианской традицией, не учитывает антропологические открытия Ницше и Фрейда; «языческо-гуманистические» взгляды Ефремова противостоят философии братьев Стругацких. Межуев усматривает в идеях Ефремова истоки современного «нео-, пара- и крипто-марксизма», составляющего существенную часть российской фантастики и отечественного общественного дискурса.

    Память

    • Именем Ефремова названа библиотека в посёлке Вырица, а также улица Ивана Ефремова.
    • Именем Ефремова назван клуб в Софии (Болгария). «Интегральный клуб фантастики, эвристики и прогностики Иван Ефремов» создан в 1974 году.
    • Названная в честь писателя ежегодная литературная конференция «Ефремовские чтения» проходит ежегодно в Вырице; с 2009 года — также и в Москве.
    • Именем Ивана Ефремова названа литературная премия за вклад в развитие и пропаганду фантастики.
    • В честь Ефремова названа малая планета (2269) Ефремиана, открытая 2 мая 1976 года астрономом Н. Черных.
    • Ивантозавр (лат. Ivantosaurus ensifer) — примитивный терапсид, «Ивана Антоновича ящер», открыт и назван Петром Константиновичем Чудиновым в честь своего научного руководителя, Ивана Антоновича Ефремова.
    • В честь И. Ефремова назван минерал ефремовит, что, возможно, связано с трепетным отношением Ефремова к минералам, а также с его профессиональными достижениями как геолога.
    • В 1978 году в честь семидесятилетия со дня рождения Ефремова во многих городах проводились встречи и литературные вечера, посвящённые его памяти. Тогда же возникла идея увековечить его имя в районе трассы БАМа, где он когда-то проводил исследования. 21 сентября 1978 года Постоянная междуведомственная комиссия по географическим названиям вынесла положительное решение по этому вопросу. В центре Усть-Нюкжи имелись планы установить памятник Ефремову. К инициативе присвоения имени Ефремова станции Усть-Нюкжа (ныне посёлок Юктали) присоединились также строители этого посёлка (комсомольцы строительно-монтажного поезда № 594), многие общественные организации и академики АН СССР В. В. Меннер и А. Л. Яншин. Однако решение этого вопроса затянулось.
    • В 2016 году Краснодонская улица в Бердянске была переименована в улицу Ивана Ефремова.
    • 25 апреля 2017 года в Москве на доме, где в 1935—1962 годах жил Иван Ефремов (Бол. Спасоглинищевский пер., д. 8), открыта мемориальная доска (автор — засл. худ. РФ Иван Коржев).
    • 16 октября 2018 года в Музее истории БАМа города Тынды впервые состоялась научная конференция «Ефремовские чтения» в честь юбилейного 110-го дня рождения Ивана Антоновича Ефремова, в которой приняли участие краеведы — педагоги общеобразовательных школ и средних профессиональных учебных заведений, сотрудники музеев, библиотек и муниципальных учреждений
    • Ивану Ефремову посвящено стихотворение Андрея Земскова «За Великой Дугой», вошедшее в сборник «Колокольное дерево».
    • Ефремов стал прототипом Фёдора Симеоновича Киврина в повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу».
    Документальные фильмы
    • 1990 — «Откровение Ивана Ефремова» (режиссёр Неля Гульчук).
    • 2004 — «Оседлавший дракона» (режиссёр Ирина Ланина).
    • 2006 — «Иван Ефремов — Последний коммунист вселенной» (режиссёр В. Мелетин).
    • 2007 — «Человек Эры Кольца. Иван Ефремов» (режиссёр Денис Чуваев).

    Библиография

    Автор более 90 научных работ, среди них монографии:

    • Быстров А. П., Ефремов И. А. Bentosuchus sushkini Efr. — лабиринтодонт из эотриаса р. Шарженги. М.: Изд-во АН СССР, 1940. 152 с. (Тр. ПИН АН СССР; Т. 10. Вып. 1)
    • Геккер Р. Ф., Громова В. И., Ефремов И. А. и др. Развитие жизни на земле: альбом наглядных пособий. М.: Госкультпросветиздат, 1947. 47 с.; 59 с. ил.
    • Ефремов И. А. Тафономия и геологическая летопись: Кн. 1. Захоронение наземных фаун в палеозое. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. 178 с. (Тр. ПИН АН СССР; Т. 24).
    • Ефремов И. А. Руководство для поисков остатков позвоночных в палеозойских континентальных толщах Сибири. М.: Изд-во АН СССР, 1951. 20 с.
    • Ефремов И. А. Фауна наземных позвоночных в пермских медистых песчаниках Западного Приуралья. М.: Изд-во АН СССР, 1954. 416 с. (Тр. ПИН АН СССР; Т. 54).
    • Ефремов И. А. Тайны прошлого в глубинах времен. М.: Знание, 1968. 63 с.
    Основные художественные произведения
    • 1942—1943 — первый цикл рассказов (издан в 1944 году, «Эллинский секрет» в 1968):
    • Встреча над Тускаророй
    • Эллинский секрет
    • Озеро горных духов
    • Путями старых горняков
    • Олгой-Хорхой
    • Катти Сарк
    • Голец Подлунный
    • 1944 — второй цикл рассказов (издан в 1945 году, «Звёздные корабли» — в 1948):
    • Белый Рог
    • Тень минувшего
    • Алмазная труба
    • Обсерватория Нур-и-Дешт
    • Бухта Радужных Струй
    • Последний Марсель
    • Атолл Факаофо
    • Звёздные корабли
    • 1946 — рассказ «Каллиройя» (впервые опубликован в 2007 году в октябрьском номере журнала «Студенческий меридиан»)
    • 1954 — повесть «Тамралипта и Тиллоттама» (впервые опубликована в журнале «Студенческий меридиан», № 8, 2008 — № 1, 2009)
    • 1946 — повесть-дилогия «Великая дуга» («На краю Ойкумены»), первая часть — «Путешествие Баурджеда» опубликована в 1953 году, вторая — «На краю Ойкумены» — в 1949 году
    • 1948 — рассказ «Адское пламя»
    • 1955 — художественно-документальная повесть «Дорога ветров»
    • 1955—1956 (издана в 1957) — роман «Туманность Андромеды»
    • 1958 — рассказ «Юрта ворона» и повесть «Сердце Змеи»
    • 1958—1959 — рассказ (фактически — повесть) «Афанеор, дочь Ахархеллена»
    • 1959—1963 — роман «Лезвие бритвы»
    • 1965 — рассказ «Пять картин»
    • 1963—1968 — роман «Час Быка»
    • 1971—1972 — роман «Таис Афинская»

    Экранизации

    • «Туманность Андромеды» (реж. Евгений Шерстобитов). Полное название фильма: «Туманность Андромеды. Часть 1. Пленники Железной Звезды». 1967 год.
    • «Тень минувшего» (реж. Тамара Павлюченко). Телеспектакль в шестом выпуске телеальманаха «Этот фантастический мир», 1981 год.