Агенскалнсский залив

06.03.2021

Агенскалнсский залив (латыш. Agenskalna līcis, Гагенсбергский залив) — залив Даугавы на территории Риги со стороны района левобережья (Задвинья). Находится у левого берега Даугавы между бывшим островом Кливерсала (ныне — составная «континентальная» часть рижского Задвинья) и верхней оконечностью острова Кипсала.

Характеристика

Залив достигает 200 метров в ширину и вдаётся в сторону берега на 700 метров. С южной стороны в Агенскалнсский залив впадает рижская река Марупите, а сток воды осуществляется по небольшому протоку Зундс, который омывает остров Кипсала с западной стороны и в области северной оконечности острова соединяется с маленьким заливом Roņu dīķis (в переводе с латышского Тюлений пруд). От залива посредством дамбы Кришьяниса Валдемара и набережной Даугавы отделён рукав длиной 500 метров. Юго-западную оконечность Агенскалнсского залива укрепляет дамба Ранькя.

В первую очередь акватория Агенскалнсского залива используется для зимней стоянки речных транспортных средств. Ранее по причине того, что на территории Западной Двины в районе острова Кипсала регулярно образовывались сезонные заторы льда, вода в периоды весеннего половодья обходила заторы между островами и через Агенскалнсский залив стекала по протоку Зунд. Именно этот фактор оказал существенное влияние на расширение акватории Агенскалнсского залива.

История

Залив формовался постепенно благодаря тому, что с начала XVIII века через Даугаву в весенне-летний период наводили понтонные мосты. Поскольку моста упирался в остров, требовалось защитить острова от подмыва водой и обеспечить выход на берег.

В 1764 году инженер Густав-Эммануэль Вейсман фон Вейсенштейн начал гидротехническое обустройство системы дамб на Западной Двине, которое продолжалось 20 лет, до 1784 года. Первая система дамб задумывалась для сужения русла Даугавы и объединяла в единую цепь несколько островов: Бенкенгольм (Benkenholm, Биекеньсала, в XVI веке Meisters-oder Fluegeholm), Мукенгольм (Moenchenholm, Мукусала), Клюверсгольм (Большая Кливерсала), Бадегольм (остров Буркану) и Кипенгольм (Кипсала). Эта система много раз размывалась и называлась Подрага, Спилвская или Кипсальская дамба. О её существовании напоминает нынешняя дамба Баласта (Баласта дамбис).

Вторая дамба проектировалась как упорная перпендикулярно первой и называлась Гагенсбергской, Высокой или дамбой Тортлера. Главным её назначением была защита находившегося на Бадегольме пенькового склада от весеннего половодья.

Проект Вейсмана предусматривал строительство дамбы по всей длине Даугавы в нижнем течении, от Московского форштадта до Даугавгривы. Его поддержала Екатерина II. Из имперского бюджета были выделены 200 000 талеров. Работы планировалось провести за три года, однако они затянулись втрое, поскольку во время наводнений и весеннего ледохода река беспрестанно разрушала дамбы. В 1785 или 1786 году паводком снесло дамбу между Клюверсгольмом и Бадегольмом. Увеличившийся впоследствии прорыв и превратился в Агенскалнсский залив, который начали использовать как затон.

Бюджет строительства задуманных Вейсманом дамб вырос до 600 000 талеров. На десятый год Вейсмана освободили от исполнения обязанностей, однако за реализацию беспрецедентного гидротехнического проекта он был возведён в баронское достоинство Российской Империи на основании Именного Высочайшего Указа от 26.01.1772 с проименованием Вейсман фон Вейсенштейн.

Через сто лет на дамбе были проведены восстановительные работы с укреплением краёв валунами, которые в Ригу привозились на кораблях как балласт и выгружались на левом берегу, дав название соответствующей улице, начинавшейся у залива.

В 1852 году в Риге открылась пароходная линия между двумя берегами. В месте разрыва дамб установили одну, позже две пристани. Один маршрут парохода шел по Малой Двине (Зунд), другой — на Гагенсберг, где на причале было построено здание с билетной кассой и залом ожидания. Пассажирские колёсные пароходы причаливали к мосткам, построенным на сваях.

Большое влияние на развитие Задвинья оказала Елгавская железная дорога, движение по которой началось в 1868 году, а конечная станция располагалась на острове Клюверсгольм, рядом с «прорывом», как тогда называли залив. В 1869 году рядом был построен завод кораблестроения и машиностроения Lange un Skuje, а затем два судостроительных предприятия: в 1886-ом — завод Тиля и Новикова, в 1896-ом — мастерская E. Cepa. Позже все предприятия были объединены.

В 1904 году залив расширили и углубили до 18 футов (4,5 метра). Была отремонтирована Ранковая дамба, с XVIII века построенная как насыпная дорога в Даугавгриву, но позже использованная как укрепление берега вдоль Малой Даугавы. Также были подсыпаны берега Баденсгольма и Клюверсгольма.

С 1909-го по 1911-й год в верхней части канала Зунд были построены шлюзы для задержания половодья и мост. В это время на берегу залива уже активно велись корабельные грузовые операции. В это время прорыв дамб начали называть заливом.

В 1950-е годы в Агенскалнсском заливе располагалась база латвийского речного флота и зимний затон для кораблей. На Кливерсале работал Рижский Экспериментальный судостроительный механический завод, который на причале в заливе в 1945 по 1947 год ремонтировал речные, с 1956 по 1973 год — рыболовные суда. В 1998 году завод прекратил существование.

На берегу в самом начале улицы Баласта Дамбис по проекту архитектора Воронова в 1949 году было построено изящное здание речного вокзала с аркадой по периметру. Это здание снесли в 2006 году ради предполагавшегося строительства небоскрёбов, которые так и не поднялись выше нулевого цикла. По планам развития Риги залив должен был в 2010 году превратиться в «Рижскую Венецию» с плавучей улицей по центру, к которой примыкали бы причалы для малых судов и лодок.

Пассажирские речные суда, используемые в настоящее время как прогулочные, до сих пор зимуют в Агенскалнсском заливе.