Воздействие на суд через прессу
Воздействие на суд через прессу (иногда судебный PR, от англ. litigation PR) — это управление процессами коммуникаций (информационного взаимодействия) в течение всего правового спора, конфликта, с целью воздействия на получаемый результат или ограждения от негативного воздействия репутации клиента и его бизнеса.
Основные концепции определения судебного PR
Одна из концепций утверждает, что судебный PR — это влияние на исход судебного дела с целью достижения более эффективного и быстрого решения в пользу клиента посредством оказания информационного и эмоционального давления на сторону обвинения, суд, присяжных, адвоката оппонентов, чиновников (Haggerty, 2003).
Сторонники второй концепции утверждают, что судебный PR создан для защиты прав и репутации клиента до, во время и после судебного процесса. Судебный PR в данном случае похож на репутационный менеджмент (Haywood, 2002).
Отличия от традиционного PR
- Зависим от работы со СМИ. Из-за повышенного внимания СМИ к судебным процессам судебный PR стал необходимым для многих высокопоставленных клиентов
- Типичные стратегии и тактики PR-кампаний не подходят для ситуаций судебного разбирательства, а порой даже могут навредить. Необходимо, чтобы стратегия судебного PR шла рука об руку со стратегией юридической защиты
- Лучше регламентирован, чем обычный PR из-за возможности нанесения ущерба судебному процессу (Gibson, 1998).
- Является частью антикризисного и, в особенности, конфликтного PR.
Законность
В некоторых странах воздействие на суд через средства массовой информации противозаконно. Например, статья 346 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях наказывает штрафом «[п]редрешение в средстве массовой информации результатов судебного разбирательства по какому-либо рассматриваемому судом делу или воздействие на суд до вступления судебного акта в силу».
Согласно статье 294 УК РФ, «[в]мешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия» является уголовным преступлением . Некоторые комментаторы считают, что «[В]мешательство в деятельность суда … может выражаться … в воздействии на суд через средства массовой информации».
Статья 6 закона «О СМИ» Республики Узбекистан запрещает СМИ «оказывать воздействие на суд до вступления его решения или приговора в законную силу».
Цели судебного PR
- усиление юридической стратегии для обеспечения победы, снижая ущерб для репутации организации;
- доказывание невиновности конкретного лица;
- сохранение положительной международной репутации;
- обеспечение перспективы для развития карьеры заказчика после завершения PR-мероприятий.
Распространённые ошибки судебного PR
- неверная оценика потенциала влияния негативной информации о споре на бизнес в целом;
- авторизация кампании, которая будет явно указывать на участие PR-профессионалов. "Хорошо спродюсированная кампания по Litigation PR должна быть эффективной, но ненавязчивой. Прямое и заметное участие пиарщиков — дополнительные доводы для усиления недоверия общественности. Это отдельный риск, которому также подвергаться абсолютно нерационально" — Иван Апатов.