BTS Skytrain (система метро, Бангкок)


Первой открывшейся в Бангкоке системой метрополитена стала надземная система, носящая формальное название Надземной железной дороги в честь 6-го завершающего цикл дня рождения Его Величества Короля (тайск. รถไฟฟ้าเฉลิมพระเกียรติ 6 รอบพระชนมพรรษา), так как открыта она была 5 декабря 1999 года, в день 72-летия короля Пумипона Адульядета. В повседневной жизни для обозначения этой системы используется английская аббревиатура BTS («Би-ти-эс», от англ. Bangkok Mass Transit System — бангкокская система общественного транспорта, тайск. รถไฟฟ้า บีทีเอส, или просто บีทีเอส, «би-тхи-эт»), а также английское название SkyTrain («Скайтрейн», дословно «небесный поезд»).

История

В первоначальных проектах система метрополитена именовалась «Лавалин Скайтрейн» (Lavalin Skytrain), так как предполагалось использование концепции и технологии, разработанной канадской фирмой СНС-Лавалин (SNC-Lavalin) и уже опробованной на Ванкуверском метрополитене. По политическим соображениям, однако, концессия компании Лавалин была отозвана в 1992 году. Из-за остроты проблем с движением в Бангкоке правительство Таиланда сосредоточило усилия на наращивании автодорожной и автострадной инфраструктуры. Однако предпринятые меры не принесли ожидаемого эффекта из-за резкого роста числа автомобилей. Позднее линии, задуманные в рамках проекта «Скайтрейн», были взяты за основу для планирования сети скоростного рельсового транспорта в Бангкоке, однако большая часть линий теперь запланирована в подземном исполнении.

В начале 1990-х годов под проект «Лавалин Скайтрейн» был сделан задел в виде опор на двух мостах, пересекающих реку Чаупхрая (Менам). Задел на мосту Таксин задействован открывшимся в 2009 году продлением линии Силом в Тхонбури. Задел на мосту Пхрапокклао пока не используется, но запланирован к использованию будущими линиями метро.

После того, как стало ясно, что проект «Лавалин Скайтрейн» был завален, местные политики постарались найти нового инвестора для сооружения подвозной линии по улицам Силом и Сукхумвит. Была основана Корпорация Систем бангкокского массового транспорта (Би-ти-эс-си, англ. Bangkok Transit System Corporation, BTSC, тайск. บริษัท ระบบขนส่งมวลชนกรุงเทพ จำกัด (มหาชน) или บีทีเอสซี, «би-тхи-эт-си»), которая успешно провела финансирование проекта и подняла его до уровня полноценной системы скоростного транспорта. Поставщиком подвижного состава была выбрана компания Сименс, а строительством сооружений занимался местный подрядчик, Итальяно-тайская компания развития (англ. Italian Thai Development, тайск. บริษัท อิตาเลียนไทย จำกัด (ไอทีดี)).

Название «Скайтрейн» (англ. Skytrain, дословно «небесный поезд») было неформально дано проекту прессой и «приклеилось» к нему, скорее всего, навсегда, несмотря на то, что план развития этой системы предполагает в будущем появление и подземных участков. Происходит оно от своеобразной игры слов в тайском языке: слово รถ («рот») обозначает повозку, ไฟ («фай») — огонь, а ฟ้า («фа») — небо; при этом сочетание รถไฟ («ротфай», дословно «огненная повозка») обозначает поезд, а ไฟฟ้า («файфа», дословно «небесный огонь») — электричество. Поэтому словосочетание รถไฟฟ้า («ротфайфа») может интерпретироваться и как «электрический поезд», и как «небесный поезд».

Ранее также употреблялось название «Тханайонг Скайтрейн» по названию компании Тханайонг (тайск. บริษัท ธนายง จำกัด (มหาชน)), имевшей значительную долю в Би-ти-эс-си.

Изначально под депо для надземного метрополитена предполагалось отдать часть территории городского парка Лумпхини, однако протесты общественности привели к тому, что оно было сооружено на территории бывшей Северной автобусной станции (Мочит) на улице Пханонйотхин.

После пуска системы 5 декабря 1999 года первое время загрузка её была меньше предполагавшейся и составляла порядка 200 000 поездок в день. Сборы едва покрывали эксплуатационные расходы, но не позволяли обслуживать займы, сделанным в период строительства. В результате этого планы по дальнейшему развитию системы оказались отсроченными. Однако в последующие годы загрузка сети устойчиво возрастала, и 9 декабря 2005 года впервые был превышен рубеж в 500 000 поездок в день. Би-ти-эс-си планирует закупку дополнительного подвижного состава и рассматривает возможность эксплуатации 6-вагонных поездов (вместо нынешних 3- и 4-вагонных).

В 2018-19гг ожидается увеличение количества подвижного состава. В августе 2018 года в порт Таиланда из Турции прибыл первый состав Siemens. До апреля 2019 году ожидается поставка 22 четырехвагонных составов Siemens Desiro, 3 из которых будут использованы на уже эксплуатируемых линиях, а 19 поступят на вводимые южные участки пути. Поезда Siemens были модернизированы, чтобы вместить на 10% больше пассажиров, также был изменен дизайн поручней, часть сидений были заменены на подставки для упора стоя. Составы были собраны в Турции на вагоностроительном заводе Bozankaya (контракт был выигран в 2016 году) из комплектующих немецкого и австрийского производства, став первым экспортным контрактом по поставке вагонов метро для производителя. С конца 2018 до конца 2019 года ожидается получение 24 четырехвагонных составов CRRC (Китай) для обслуживания северного расширения. Общая сумма двух контрактов составила 11 млрд. бат.

Описание системы

Максимальная скорость движения поездов 80 км/ч, средняя скорость сообщения 35 км/ч.

Центром системы является общая для двух линий станция CS «Саям». Станция эта трёхуровневая, в нижнем уровне-конкорсе расположены кассовые пункты, в двух верхних уровнях расположены островные платформы. К каждой платформе прибывают поезда обеих линий: с южной стороны — линии Силом, с северной — линии Сукхумвит.

Остальные станции двухуровневые, с кассовым пунктом в нижнем уровне-конкорсе и с двумя боковыми платформами в верхнем, за исключением станции S6 «Сапхан Таксин», имеющей единственную платформу и один путь.

Все станции построены с расчётом на эксплуатацию 6-вагонных поездов (по состоянию на 2018 год эксплуатируются 4-вагонные поезда). Компания оператор использует на этих двух линиях 35 составов Siemens Modular Metro (со 168 сидячими местами на состав общей вместимостью 1490 пассажиров) и 17 новейших эксклюзивных составов производства "CRRC Changchun Railway Vehicles Co., Ltd" аналогичной вместимости.

Края платформ имеют разметку, обозначающую положение дверей поезда при остановке. Станция S6 «Сапхан Таксин» имеет разноцветное кодирование зон остановки поездов следующих в направлениях станций S8 «Вонгвьянъяй» и W1 «Национальный стадион». На многих станциях установлены автоматические платформенные ворота.

Многие станции доступны для инвалидов-колясочников. Конкорсы многих станций соединены переходными мостиками (называемыми по-английски skybridge, «скайбридж», дословно «небесный мост») с ближайшими зданиями (торговыми центрами и т. п.).

На платформах и конкорсах всех станций постоянно присутствует персонал, ответственный за безопасность. На территории метрополитена запрещается потреблять еду и напитки.

Линии

Метрополитен состоит из двух линий общей протяжённостью 58,32 км с 52 станциями (одна из которых двойная). Линия Сукхумвит (на схемах светло-зелёного цвета) длиной 44 км включает 40 станций. Линия Силом (на схемах тёмно-зелёного цвета) длиной 14,2 км включает 13 станций. Для удобства иностранцев все указатели содержат надписи на английском языке, а все станции системы имеют простые обозначения по регулярному географическому принципу:

  • Станция «Саям» обозначается CS.
  • Станции восточной части линии Сукхумвит имеют обозначения E1E23 (от англ. East — восток) с возрастанием номеров по мере удаления от станции «Саям».
  • Станции северной части линии Сукхумвит обозначаются N1N9 (от англ. North — север), за пропуском N6 (номер оставлен для планируемой станции).
  • Станция «Национальный стадион», единственная станция линии Силом, расположенная к западу от станции «Саям», обозначена W1 (от англ. West — запад).
  • Станции южной части линии Силом обозначаются S1S8 (от англ. South — юг), за пропуском S4 (номер оставлен для планируемой станции).

Станции N9 «Хайэклатпхрау», N8 «Мочит», E4 «Асок» и S2 «Сала Дэнг» расположены вблизи станций подземного метрополитена, что позволяет делать пересадки. Станция S6 «Сапхан Таксин» расположена рядом с пирсом «Сатхон», где можно пересесть на линию речного городского транспорта по реке Чаупхрая.

Тарифы

Тарифная система надземного метрополитена не увязана с тарифными системами остального транспорта города.

По состоянию на конец 2017 года:

  • стоимость билета на одну поездку зависит от количества станций в пути и местоположения этих станций и варьируется от 15 до 59฿ (1 станция - 16฿., 2 станции - 23฿., 3 станции - 26฿., 4 станции - 30฿., 5 станций - 33฿., 6 станций - 37฿., 7 станций - 40฿., 8 станций - 44฿., доплата за въезд или выезд за отрезок пути включая станции E10-E15 или S9-S12 - 15฿., проезд без покидания этих отрезков пути не зависит от количества станций и равен 15 батам); Странности ценообразования обусловлены тем, что хоть все линии BTS и обслуживаются одной компанией, но доходы от продажи билетов в ядре системы (Core Network) с апреля 2013 года получает инвестиционный фонд BTSGIF, а на отрезках пути E10-E15 или S9-S12 компания BTSC.
  • постоянные пользователи могут пользоваться карточкой-электронным кошельком Sky SmartPass (выпускался до середины 2012 года) ныне многофункциональной карточкой RabbitCard;
  • стоимость однодневного билета 140 батов;
  • стоимость проездного билета на заданное число поездок без ограничения расстояния, действительного в течение 30 дней:

После входа в платную зону покинуть её надо в течение 120 минут; в противном случае взимается штраф в размере максимального тарифа одиночной поездки.

Планируется внедрение бесконтактных способов оплаты, унифицированных с подземным метрополитеном.