Киргизская антропонимия


Кыргызская антропонимия — совокупность антропонимов, то есть собственных имён для именования человека в киргизском языке. Имеют долгую историю и прошли через ряд изменений. Примечательно и то, что в большинстве древних киргизских источников, например в народном эпосе «Манас», мужских имен в десятки раз больше чем женских (146 мужских и всего лишь 6 женских). Среди мужских имён древнейшего периода можно назвать следующие: Токтобай, Карабек, Калдар, Абыке, Мечдибай. Современный киргизский именник отличается большим разнообразием и включает в себя как исконно киргизские, так и заимствованные имена (в основном из арабского языка, персидского, таджикского и других тюркских языков). Имеются также и искусственно созданные имена. Киргизские имена в русифицированной форме состоят из трёх (личное имя, отчество и фамилия), а в традиционной форме из двух (личное имя, отчество) основных элементов. В XIX—XX веках киргизское имя испытало сильное влияние русской морфологии. Обычно фамилию пишут перед именем; этот же порядок используется в упорядоченных по алфавиту списках и указателях (в том числе в заголовках статей классических энциклопедий). Отчество используется как в русифицированной, так и в тюркской форме с дополнительными словами уулу (сын), тегин или кызы (дочь) в зависимости от пожелания индивидуума, что также учитывается современным законодательством. Например, Акылай Мурат кызы — Акылай, дочь Мурата. При использовании тюркской формы имени (без фамилии) отчество в официальных документах обычно указывается как фамилия. Большинство собственно кыргызских имён, как правило, поддаются прямому или косвенному переводу с киргизского языка. Например, женское имя «Айбике» — переводится как «лунная красавица», а мужское имя «Абай» — как «предусмотрительный».

История развития

Различаются несколько исторических этапов развития киргизских имён. К именам древнетюркского периода (до 5-го века) относятся общетюркские имена, обозначающие традиционно национальные понятия: Алп (богатый), Айбаш (начало лунного месяца). В период с 5-го по 10-й век происходит обособление племени енисейских кыргызов: в это время появляются такие имена как Буга, Барс, Боз-Каган и др. Затем, с 10-го по 15-й века в язык енисейских киргизов проникают имена, заимствованные у соседних (обычно тоже тюркских) народов (алтайцы, шорцы); к этим именам Бектур, Утар, Беглен. После перекочёвки на Тянь-Шань происходит становление киргизского эпоса, в котором отражены 146 национальных мужских имен и лишь 6 женских, среди которых Карабек, Абыке, Айдаркан. Подобные половые диспропорции объясняются героическим характером эпоса «Манас», основные действующие лица которого мужчины. В 20-м веке, в годы интенсивного русского и советского влияния киргизы получили фамилии, а также новые политизированные имена: Азат (свобода), Кенеш (Совет), Совхозбек, Колхозбек и т. п. В постсоветский период вновь получили распространение многие иностранные имена, преимущественно мусульманской тематики. Характерной чертой киргизского имени является частое употребление в конце слова слогов «бек», «бай» (бай, господин, хозяин) для мужского рода, «гүл» (цветок) и «ай» (луна) в начале или конце для женского.

Фамилия

Русифицированная форма фамилии обычно имеет суффиксы -ов, -ев. При этом последняя буква «ы» имени, от которого образуется фамилия, заменяется на «и». Например, имя «Осмоналы» — фамилия «Осмоналиев», Аалы — Аалиев.

Поскольку русифицированные фамилии появились у киргизов сравнительно недавно то пока нет устоявшейся традиции передачи её в неизменном виде последующим поколениям по мужской линии. В первом поколении у имеющих фамилии они были образованы от имени отца, во втором обычно от имени деда. Далее возможны различные варианты — оставить старую фамилию или дать новую.