Крюково (станция)


Крюково — железнодорожная станция на главном ходу Октябрьской железной дороги (Ленинградском направлении) в Зеленоградском административном округе города Москвы, главный транспортно-пересадочный узел округа.

Станция входит в Московский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-1 Октябрьской дирекции управления движением. По основному характеру работы является промежуточной, по объёму работы отнесена ко II классу.

Время в пути от Ленинградского вокзала около 50—60 минут для обычных пригородных поездов и около 30—40 минут для пригородных экспрессов «Ласточка». Отдельные маршруты экспрессов «Ласточка» способны пройти маршрут за 24—28 минут, но их количество сократилось до минимума в силу высокой загруженности всех четырёх транспортных путей от Москвы до Крюкова.

Информация

Значительный объём работы станции составляет приём и отправление пассажиров в пригородном сообщении; годовые объёмы пассажирского движения: 4,5 млн чел. (2010), 5,3 млн чел. (2011), 6,1 млн чел. (2012). Важной составляющей работы станции является также пропуск грузовых поездов и пассажирских поездов дальнего следования.

Поезда дальнего следования на станции не останавливаются; с 1 июня 2014 года по 1 апреля 2016 года как исключение на станции останавливались на 1 минуту экспрессы № 807Ч (С.Петербург — Москва) и № 808Ч (Москва — С.Петербург).

1 октября 2015 года по завершении строительства четвёртого главного было открыто движение скоростных пригородных электропоездов «Ласточка» по маршрутам Москва — Крюково (с промежуточными остановками Сходня, Химки) и Москва—Тверь (с промежуточными остановками Химки, Сходня, Крюково, Подсолнечная, Клин, Завидово, Редкино). В 2018 году по многочисленным просьбам пассажиров одна пара «Ласточек» стала ходить ещё и по маршруту Москва — Конаково ГРЭС.

В конце января - начале февраля 2019 года состоится открытие турникетных павильонов (до этого времени станция находилась без них). По проекту, одновременно с включением турникетов на береговых (крайних) платформах станции Крюково закроют по два крайних лестничных входа с улицы на платформы, оставят только центральные.Подземный переход №1 — более узкий, расположенный ближе к местам посадки в автобусы, — закроют для транзитного прохода между старым и новым городом. Он будет предназначен для пассажиров электричек, проходящих на островные платформы 2 и 3. Для пешеходов оставят более широкий переход №2 — тот, что ближе к рынку.

История

Станция Крюково открыта в 1851 году, принадлежала к III классу. Названа по деревне Крюково, располагавшейся северо-восточнее. В последней четверти XIX века на станции были построены две деревянные платформы с вокзалом, водонапорная башня, здание для хранения паровозных машин, возник маленький посёлок из двух жилых казарм для рабочих и служащих железной дороги. Для снабжения паровозов водой в 1861 году к северу от станции на реке Сходня был устроен пруд (ныне — пруд Водокачка, также известный как Школьное озеро).

В 1938 году деревня Крюково, разросшийся посёлок железнодорожников и деревня Скрипицыно были объединены в посёлок Крюково, и станция стала полностью окружена его территорией.

Во время Великой Отечественной войны в 1941 году в районе станции шли бои за Крюково.

В 1958—1960 годах к северу от станции был основан город Зеленоград. В 1970 году при расширении границ города в его состав вошли территории к северу от станции (ныне это районы Старое Крюково и Силино), а в 1987 году — территории к югу от станции (ныне район Крюково), и станция оказалась полностью на территории города.

Описание

Станция состоит из:

  • пассажирского парка — приёмо-отправочные пути около пассажирских платформ;
  • грузового парка (закрыт) — приёмо-отправочные пути под Старокрюковским путепроводом;
  • парка отстоя — пути напротив 14 микрорайона.

Основные строения станции:

  • основное здание в центре станции со стороны Нового города с кассами пригородного сообщения на фасаде, обращённом к платформам;
  • кассы пригородного сообщения в центре со стороны Старого города;
  • дополнительные кассы пригородного сообщения в западной части со стороны Нового города;
  • пост централизации в восточной части со стороны Нового города;
  • 4 платформы и 5 путей для приёма пригородных пассажирских электропоездов;
  • 2 подземных перехода.

Если смотреть со стороны Нового города, то расположение платформ и путей имеет следующий порядок.

  • Платформа 1, боковая:
    • путь 1 предназначен для поездов на Москву, движущихся от предыдущих станций (днём возможна посадка на электропоезда Крюково — Москва при выдаче состава из депо на 1 путь).
  • Платформа 3, островная:
    • путь 3 предназначен для поездов на Москву, движущихся от предыдущих станций, и из Москвы, движущихся на последующие станции;
    • путь 5 предназначен (в основном) для оборота поездов Крюково—Москва, а также для отправления нескольких ранних утренних поездов, выдаваемых из депо Крюково до Твери. Оба пути используются в основном под электропоезда «Ласточка».
  • Платформа 2, островная:
    • путь 2 предназначен для поездов от Москвы, движущихся на последующие станции.
  • Платформа 4, боковая:
    • путь 4 предназначен для поездов от Москвы с конечной в Крюково.
  • Левый выход (на юго-запад) — в Новый город, на Привокзальную площадь и к Заводской улице. Правый (на северо-восток) — в Старый город, на Крюковскую площадь. На платформах установлены электронные информационные табло. Платформы турникетами не оборудованы. Над платформами проходит Крюковская эстакада.

    Оба подземных перехода — сквозные, и позволяют не только попасть на островные платформы 2 и 3, но и перемещаться между Старым и Новым городом. Старый переход расположен ближе к центру платформ, новый — ближе к северо-западному краю платформ. Каждый переход имеет два выхода на островные платформы 2 и 3, новый переход имеет также два выхода на платформу 1. Старый переход имеет по одному выходу, как со стороны Старого, так и со стороны Нового города; новый переход имеет два боковых выхода со стороны Старого города и один выход со стороны Нового города. На боковую платформу 1 можно попасть как по новому переходу, так и по лестницам со стороны Нового города; на боковую платформу 4 — только по лестницам со стороны Старого города.

    Рядом с платформой 1 и основным зданием станции располагается небольшой сквер с памятником и братской могилой советских воинов, погибших в 1941 году во время Битвы за Москву. До лета 2011 года считалось, что в ней захоронено 38 красноармейцев (их имена были выбиты на мемориальной табличке у памятника), однако анализ архивов Министерства обороны показал, что в могиле захоронено значительно большее число бойцов — 511; имена ещё 473 воинов были увековечены 1 декабря 2011 года на гранитной облицовке цветочной клумбы перед памятником.

    Крюково-Грузовое

    Крюково-Грузовое (Крюково-Товарная) — бывший грузовой парк станции Крюково, существовавший в 1972—2016 годах на правом ответвлении главного хода Октябрьской железной дороги в Северной промышленной зоне города Зеленограда, в 4,5 километрах от основной станции.

    В период своего существования Крюково-Грузовое по Тарифному руководству № 4 имело свой код Единой сетевой разметки и параграфы работы, имея таким образом свойства отдельной станции. В марте 2016 года Крюково-Грузовое было закрыто для выполнения грузовых операций по всем параграфам Тарифного руководства № 4 с исключением из него.

    Фото

    • Станция Крюково в 1860-е годы

    • Станция Крюково. Вид в сторону Москвы

    • Станция Крюково. Вид в сторону Москвы (из-за эстакады)