Польский ультиматум Литве


Польский ультиматум Литве — ультиматум, выставленный Польшей Литве 17 марта 1938 года. Правительство Литвы последовательно отказывалось вступать в дипломатические отношения с Польшей, протестуя против аннексии Виленского края. Возраставшее перед Второй мировой войной напряжение в Европе вынуждало Польшу искать способы обезопасить свои северные границы. Пятью днями ранее, основываясь на международном признании аннексии Австрии Третьим рейхом, польское правительство решило, что необходимо предъявить Литве ультиматум с требованием дать безусловное согласие на установление дипломатических отношений с Варшавой в течение 48 часов и завершить взаимную аккредитацию не позднее 31 марта.

Установление дипломатических отношений де-факто означало отказ Литвы от притязаний на Виленский край и её историческую столицу Вильнюс. В случае отказа Польша оставляла за собой право использовать «все соответствующие меры» для обеспечения безопасности своей границы.

16 и 18 марта 1938 года Литвинов вызывал польского посла Вацлава Гжибовского, разъяснив, что несмотря на отсутствие военного союза между Литвой и СССР, Советский Союз заинтересован в сохранении независимости Литвы и выступает против развязывания войны, в противном случае советское правительство денонсирует без предупреждения польско-советский пакт о ненападении и в случае вооруженного нападения на Литву оставит за собой свободу действий. Одновременно правительству Литвы была отправлена нота, в которой рекомендовалось принять условия ультиматума, касающиеся установления дипломатических отношений. Благодаря этому вмешательству опасность вооруженного конфликта между Польшей и Литвой была предотвращена. Польское руководство ограничило свои требования одним пунктом — установлением дипломатических отношений — и отказалось от вооруженного вторжения в Литву.

Литва, не рискнув вступить в вооружённое противостояние, приняла ультиматум 19 марта. Дипломатические отношения были установлены, однако де юре это не означало признания потери Виленского края. Сходный ультиматум польское правительство выставило Чехословакии 30 сентября 1938 года во время Судетского кризиса, требуя Заользье, восточную часть Тешинской Силезии. В обоих случаях Польша использовала международный кризис, чтобы решить в свою пользу пограничные споры.