Дешевов, Владимир Михайлович


Владимир Михайлович Дешевов (11 февраля 1889, Санкт-Петербург — 27 октября 1955, Ленинград) — советский композитор, царскосельский музыкант-вундеркинд, автор первых советских опер и балетов.

Биография

Отец — горный инженер, изобретатель М. М. Дешевов; мать — камерная певица Анна Константиновна (урождённая Лосева). В семье, с 1898 года жившей в Царском селе, все увлекались музыкой, отец был завсегдатаем концертов, изучал теорию музыки. Бабушка, Анна Константиновна Лосева, была первоклассной пианисткой, обладала педагогическими навыками и оказала основное влияние на развитие музыкальных способностей внука.

Владимир учился сначала в Царскосельской гимназии, в которой учились и его братья: Константин (выпускник 1900 года, с золотой медалью) и Сергей (выпускник 1905 года); затем — в реальном училище Николая II, которое окончил в 1908 году. Познакомился и подружился с Сергеем Прокофьевым (впоследствии они переписывались). С 1904 года посещал симфонические концерты, с мая по сентябрь проходившие в Павловске; в 1906 году брал частные уроки по теории музыки и сольфеджио у молодого композитора А. Пащенко. Постоянно бывал в доме Аренсов вместе с Василием Комаровским, Николаем Гумилёвым, Николаем Пуниным и др.

В 1908 году поступил в Петербургскую консерваторию; среди его преподавателей: по классу рояля — профессора А. А. Винклер и Л. В. Николаев, по гармонии — В. П. Калафати, по строгому стилю — А. К. Лядов, по инструментовке — М. О. Штейнберг и практика — у дирижёра А. В. Гаука. За развитием музыканта с интересом следили А. К. Глазунов, Б. В. Асафьев. В 1913 году фортепианный этюд Дешевова был исполнен в Петербурге на концерте певицы Забелы-Врубель. Окончил консерваторию в 1914 году.

С началом войны был призван в армию, воевал вплоть до начала Февральской революции. Затем попал в Елисаветград, где работал секретарём в отделе народного образования и преподавал фортепиано и теорию музыки в городском училище. В дальнейшем преподавал в Севастополе, где в 1921 году организовал вместе с Собиновым и возглавил Народную консерваторию. В Севастополе у него брал уроки теории композиции будущий композитор и теоретик колокольного искусства Константин Константинович Сараджев.

В октябре 1922 года вернулся в Петроград. Принадлежал к левому крылу ленинградских композиторов. Был близок к обэриутам. О музыке Дешевова высоко отозвался Дариюс Мийо, в 1926 году посетивший Ленинград (после этого Мийо и Дешевов в течение нескольких лет оживлённо переписывались). Преподавал в музыкальных техникумах, выступал дирижёром в драматических театрах.

Написал музыку к более чем 30 драматическим и 5 музыкальным спектаклям, в том числе — к спектаклю ленинградского театра марионеток Гулливер в стране лилипутов (1936); многие произведения не были поставлены или тут же сняты с репертуара. Работал в кино: им написана музыка к мультипликационному фильму Почта (1930, по одноимённому стихотворению Маршака), к фильмам Обломок империи, Слуга двух господ, Академик Павлов и др.

Наследие

Большинство произведений Дешевова остались в архивах, многое не сохранилось. Систематическое изучение его наследия только начинается. С конца 1990-х — начала 2000-х годов сочинения Дешевова всё чаще исполняются в России и за рубежом вместе с наследием Рославца, Мосолова, Алексея Животова, Леонида Половинкина и других представителей пореволюционного музыкального авангарда России. Ряд его произведений исполнили Олег Малов, Валерий Попов, Антон Батагов и др.

Сочинения

Музыка для сцены

  • Царь Эдип Софокла (1924)

Оперы

  • Лед и сталь (1929, в 2007 поставлена в Саарбрюккене)
  • Голодная степь (1932)

Балеты

  • Красный вихрь (1924)
  • Джабелла (1926)
  • Джейранг (начало 1930-х)
  • Бэла (1941)
  • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях (1949)

Оперетты

  • Багдадский фокусник (1927)
  • Дружная горка (1928)

Камерная и симфоническая музыка

  • 1918 год, симфоническая поэма (1919—1923)
  • Медитации для фортепиано (1921)
  • Рельсы (1926)
  • Китайская сюита (1926)
  • Японская сюита (1927)
  • Прелюдия (1927)
  • Токката (1927)
  • Этюд (1929)
  • Пляс шамана (1931)
  • Самаркандская сюита (1931)
  • Русская сказка (1947)
  • Русская увертюра (1950)
  • Ленинград (1953)