Днепровский метрополитен


Днепровский метрополитен (укр. Дніпровський метрополітен, до 17 марта 2017 года — Днепропетровский) — система метро в городе Днепр. Четвертый по хронологии и количеству станций метрополитен Украины (после Криворожского метротрама).

Насчитывает 6 станций, расположенных на одной линии. Длина её составляет 7,8 км, время поездки из конца в конец — 12 минут. Интервал движения: 7—20 минут.

По длине эксплуатируемых линий занимает 178-е место в мире, 17-ое — среди метрополитенов бывшего СССР (после Московского, Петербургского, Киевского, Ташкентского, Харьковского, Криворожского, Минского, Бакинского, Тбилисского, Нижегородского, Новосибирского, Казанского, Самарского, Екатеринбургского, Ереванского и Алма-Атинского), третий и последний метрополитен Украины.

Торжественная закладка метрополитена прошла 20 февраля 1981 года после проведения изыскательских и проектных работ, проходивших с 1979 года. В 1990 году были закуплены все эскалаторы и открытие было намечено на 1991 год, но состоялось только 29 декабря 1995 года (первый метрополитен на территории бывшего СССР, открытый после его распада). С 2016 года стартовали активные работы по достройке 3-х новых станций метро. В работах принимала участие компания «Киевметрострой», после победила в тендере и начала работу турецкая фирма Limak.

Метрополитен работает с 5:35 до 23:00.

17.03.2020 в 15:00 метрополитен закрылся на карантин в связи с коронавирусом. 25 мая в 15.00 открылся для пассажиров.

Подвижной состав

Метрополитен обслуживается составами из трёх вагонов типа 81-717.5М/714.5М (производства «Метровагонмаш») и 81-717.5/714.5 (производства ЗАО «Вагонмаш»), подвижной состав обслуживает одно электродепо — «Диёвка». Всего в городе 45 вагонов, из которых 18 — головные.

Тариф для проезда пассажира

  • 29 декабря 1995 — бесплатно
  • 1 января 1996 — 20 000 карбованцев
  • в середине 1996 года — 30 000 карбованцев
  • 2 сентября 1996 — 30 копеек (деноминация)
  • с 1997 года — 40 копеек
  • с 2001 года — 50 копеек
  • 3 января 2002 — 60 копеек
  • 11 сентября 2009 года — 1,5 гривны
  • 1 сентября 2011 год — 2 гривны
  • 5 августа 2018 года — 4 гривны
  • 3 января 2020 года — 6 гривен
  • 3 июля 2021 года — 8 гривен

Предоставляются также месячные проездные билеты (метро+наземный электротранспорт): стоимость составляет 440 гривен, для студентов предоставляется скидка 50 % на проездной.

Линии

Метро состоит из одной линии, соединяющей западные жилые массивы города (а также его западную промзону) с Вокзальной площадью и выходом к железнодорожному вокзалу.

Станции

  • Станция «Покровская» (бывшая «Коммунаровская»). Тип станции: колонная, мелкого заложения.
  • Станция «Проспект Cвободы». Тип станции: односводчатая, глубокого заложения.
  • Станция «Заводская». Тип станции: односводчатая, глубокого заложения.
  • Станция «Металлургов». Тип станции односводчатая, глубокого заложения.
  • Станция «Метростроителей». Тип станции: односводчатая, глубокого заложения.
  • Станция «Вокзальная». Тип станции: колонная, глубокого заложения.

Перспективы

Строятся (за станцией «Вокзальная»): «Театральная», «Центральная» и «Исторический Музей».

В январе 2008 года премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, пребывая с визитом в Днепропетровске, пообещала выделить деньги на начало строительства до конца года двух станций: «Парус» и «Парус-2», а также на закупку оборудования (два щита горизонтальной проходки, один — вертикальной и один — наклонной проходки) для начала полноценного строительства станций «Театральная», «Центральная» и «Исторический музей». Существовали также планы строительства станций «Днепр» (к востоку от «Исторического музея») и «Южный вокзал». Но все эти обещания не были выполнены, а после отказа Днепропетровску в проведении футбольного чемпионата Европы перспективы метрополитена стали совсем туманными. 26 июля 2009 года строительство метрополитена было полностью остановлено. В августе 2009 года появились сведения о том, что строительство метрополитена будет возобновлено в октябре за счёт кредитов, предоставленных правительством и частными китайскими инвесторами, на общую сумму 16 млрд грн., но эти сведения никак не подтвердились. Жители города практически не пользуются метро для сколько-нибудь длительных поездок.

1 ноября 2010 года стало известно, что президент Украины Виктор Янукович поручил выделить на строительство метрополитена 250 млн гривен.

Также в 2010 году сообщалось, что строительством второй линии, которая должна соединить правый берег с левым, могут заняться инвесторы из Китая.

28 февраля 2011 года возобновилось строительство станции «Центральная». На тот момент открытие было запланировано на конец 2013 года.

19 октября 2011 года Днепропетровский метрополитен передали в коммунальную собственность.

11 июня 2013 года Верховная Рада ратифицировала кредитное соглашение между Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и Украиной о завершении строительства метрополитена в Днепропетровске. Сумма кредита составила 152 млн евро, которые необходимо погашать со 2 декабря 2016 по 2 июня 2027 года равными частями каждые полгода. Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) выделил для реализации данного проекта софинансирование на такую же сумму. В целом, согласно технико-экономическому обоснованию, стоимость проекта составляла 367 млн евро. Привлеченные средства планировалось направить на строительство трех станций первой линии.

В июле 2013 года стало известно, что строительство метро будет активизировано в первой половине 2014 года. Фактически этого не произошло. Закон о ратификации кредита ЕБРР был подписан только 19 сентября 2014 года президентом Петром Порошенко.

В октябре 2015 года правительство Украины увеличило сметную стоимость строительства первой очереди Днепропетровского метрополитена с 4,489 млрд до 5,618 млрд гривен. 18 ноября того же года заказчиком строительства вместо облгосадминистрации был определён городской совет.

В феврале 2016 года появились сообщения о том, что мэрия города рассматривает вариант затопления недостроенных участков.

19 июля 2016 года стало известно, что тендер на строительство метро по кредитам ЕБРР и ЕИБ в конкурентной борьбе с компаниями из Италии, Украины и Китая выиграла турецкая компания Limak, и её представители передали мэрии города согласованный контракт на работы. 28 июля договор был подписан, при этом было объявлено, что работы будут проводиться при участии французской компании Egis и украинской «Киевметрострой». Контракт предусматривал постройку трёх новых станций — «Театральной», «Центральной» и «Музейной» — за пять лет.

В сентябре 2016 года городской голова Борис Филатов подхватил идею своего предшественника Ивана Куличенко об объединении подземного метро с наземной городской электричкой и оборудовании пересадочного узла между станцией метро «Исторический музей» («Музейная») и железнодорожным остановочным пунктом «Проспектная». Финансировать проект предполагалось из разницы между полученным кредитом ЕБРР и ЕИБ (304 млн евро) и суммой контракта с турецким подрядчиком (226 млн евро).

Галерея

  • Главное административное здание

  • Спуск в метро на станции Метростроителей

  • Жетон для проезда в метро