БТР-80
БТР-80 (Бронированный транспортёр — 80 модель) — советский бронетранспортёр.
Создан в начале 1980-х годов как дальнейшее развитие бронетранспортёра БТР-70, с учётом выявленных в Афганской войне недостатков последнего, и предназначался для его замены в мотострелковых войсках. БТР-80 поступил в серийное производство в 1984 году, и, неоднократно модернизируясь, по состоянию на 2012 год всё ещё находится в производстве. Последние модификации БТР-80, оснащённые усиленным вооружением, многими специалистами классифицируются как колёсные боевые машины пехоты. Применялся советскими войсками в Афганской войне, а с 1990-х годов является основным бронетранспортёром Вооружённых Сил России и ряда других бывших советских республик и использовался практически во всех крупных вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве. Активно поставлялся и поставляется на экспорт, в общей сложности, по состоянию на 2011 год БТР-80 состоит на вооружении по меньшей мере 26 государств.
История создания и производства
Основным бронетранспортёром СССР к началу 1980-х годов стал запущенный в серийное производство в 1976 году БТР-70. Опыт их эксплуатации уже вскоре показал, что, несмотря на немалые улучшения по сравнению с более ранним БТР-60, большинство основных недостатков предшественника перешли к нему почти без изменений. Одним из них была сравнительно сложная и ненадёжная конструкция силовой установки из спаренных карбюраторных двигателей, отличавшихся к тому же повышенным расходом топлива и рядом других недостатков по сравнению с дизельным двигателем. Не менее серьёзной проблемой оставалась неудовлетворительная высадка и посадка десанта и экипажа, лишь немногим улучшившаяся по сравнению с БТР-60. Неудовлетворительной, как показала Афганская война, оставалась и защищённость машины. Ко всему этому на БТР-70 прибавились проблемы с водомётным движителем новой конструкции, который на плаву часто забивался водорослями, торфяной жижей и тому подобными предметами.
Для исправления этих недостатков, в конструкторском бюро Горьковского автозавода под руководством И. Мухина и Е. Мурашкина в начале 1980-х годов был спроектирован бронетранспортёр ГАЗ-5903. При сохранении неизменной компоновки БТР-70, новая машина отличалась от неё целым рядом изменений. Вместо спарки карбюраторных двигателей был установлен один дизельный двигатель большей мощности, для посадки и высадки экипажа были введены большие двухстворчатые люки в бортах корпуса. Сам корпус стал на 115 мм выше и длиннее, и на 100 мм шире, хотя общая высота машины возросла лишь на 30 мм. Дальнейшее развитие получило стремление обеспечить экипажу возможность ведения огня из-под защиты брони, для чего стрелковые порты в бортах корпуса были заменены шаровыми установками, развёрнутыми в сторону передней полусферы. Бронирование бронетранспортёра было усилено лишь незначительно, но даже при этом масса ГАЗ-5903 возросла на 18 % по сравнению с БТР-70, с 11,5 до 13,6 тонны, хотя подвижность машины в целом осталась неизменной, а запас хода только увеличился. После успешных государственных испытаний ГАЗ-5903 был в 1986 году принят на вооружение Советской Армии под обозначением БТР-80.
Описание конструкции
БТР-80 имеет компоновку с расположением отделения управления в лобовой, совмещённого десантного и боевого — в средней, а моторно-трансмиссионного — в кормовой части машины. Штатный экипаж БТР-80 состоит из трёх человек: командира отделения (машины), механика-водителя и наводчика; помимо них, бронетранспортёр может перевозить семь человек десанта внутри, в десантном отделении, и ещё столько же снаружи, на броне.
Броневой корпус и башня
БТР-80 не способен выдержать попадания реактивной гранаты. Также машина уязвима против ПТРК противника так как уступает им в дальности поражения (2000 метров против 4000-5000 у ракетных комплексов). Несколько лучше ситуация у БТР-80А, однако он тоже сильно уязвим против управляемых ракет. БТР также беззащитен против кумулятивной боевой части управляемых ракет.
Бронетранспортер может быть уничтожен огнем мелкокалиберной артиллерии (ЗУ-23, 2А42 и др.) и крупнокалиберными пулеметами калибра 12,7 и 14,5 миллиметров.
Также БТР-80 уязвим от огня практически любых пушек. 120-мм минометные мины также могут вывести его из строя.
БТР-80 имеет слабо дифференцированную противопульную бронезащиту. Броневой корпус транспортёра изготавливается при помощи сварки из катаных листов гомогенной броневой стали толщиной от 5 до 9 мм. Большинство листов вертикального бронирования БТР-80, за исключением нижних бортовых и кормового, установлены со значительными углами наклона. Броневой корпус всех БТР-80 имеет обтекаемую форму, повышающую его водоходные качества и снабжён складным волноотражательным щитком, укладывающимся в походном положении на средний лобовой лист корпуса, слегка повышая таким образом его защиту.
В лобовой части корпуса размещается отделение управления, в котором, слева и справа соответственно, находятся механик-водитель и командир бронетранспортёра. За ним располагается отделение десанта, совмещённое с боевым. Шесть десантников в кормовой части десантного отделения располагаются в нём на двух продольных пластиковых сиденьях в центре, сидя лицом к борту. В передней части, сразу за местами механика-водителя и командира, находятся два одиночных сиденья для оставшихся членов десанта, при этом правое сиденье развёрнуто по ходу машины, чтобы обеспечить возможность ведения огня, а левое, занимаемое членом десанта, в боевых условиях становящимся башенным стрелком, развёрнуто спиной к борту. Возле мест всех членов десанта, кроме башенного стрелка, в бортах имеются восемь шаровых установок с углами горизонтальной наводки от ±15 до ±25° для стрельбы из личного оружия. Шаровые установки развёрнуты в направлении передней полусферы, в результате чего задняя полусфера является мёртвой зоной для десантников, небольшая мёртвая зона имеется и спереди слева. Также, ещё два лючка для обстрела верхней полусферы, без шаровых установок, имеются в десантных люках в крыше.
На БТР-80, как и на предшественниках, имеются два прямоугольных десантных люка в крыше, однако основным средством высадки и посадки на нём служат большие двухстворчатые бортовые двери, размещённые сразу за башней. Верхняя крышка бортовой двери откидывается вперёд по ходу машины, а нижняя открывается вниз, становясь подножкой, что, в отличие от предшественников, допускает посадку и высадку десанта из БТР-80 на ходу. Механик-водитель и командир, как и на предыдущих моделях бронетранспортёров, имеют два индивидуальных полукруглых люка над своими рабочими местами. Помимо этого, в корпусе БТР-80 имеется целый ряд люков и лючков, служивших для доступа к агрегатам двигателя, трансмиссии и лебёдки.
Вооружение
Вооружение БТР-80 составляет спаренная установка 14,5-мм пулемёта КПВТ и 7,62-мм ПКТ. Установка размещается на цапфах в лобовой части башни, её наведение в вертикальной плоскости, в пределах −4…+60°, осуществляется вручную при помощи винтового механизма, горизонтальная наводка осуществляется вращением башни. Наводка пулемётов на цель осуществлялась при помощи перископического монокулярного оптического прицела 1ПЗ-2, имевшего переменное увеличение 1,2× или 4× при поле зрения, соответственно, 49° и 14° и обеспечивавшего огонь из КПВТ на дальность до 2000 метров по наземным целям и 1000 м по воздушным целям, и из ПКТ — до 1500 метров по наземным целям. КПВТ предназначен для борьбы с легкобронированной и небронированной техникой противника, включая низколетящие воздушные цели, и имеет боекомплект 500 патронов в 10 лентах, снаряжённых бронебойно-зажигательными пулями Б-32, бронебойно-трассирующими БЗТ, бронебойно-зажигательными, с сердечником из карбида вольфрама, БСТ, зажигательными ЗП и зажигательными мгновенного действия МДЗ. ПКТ же предназначен для поражения живой силы и огневых средств противника и имеет боекомплект в 2000 патронов в 8 лентах. Общий вес установки составляет 149кг без боекомплекта, включая 7мм бронеколпак весом 65кг, прицел 1п3-7 и устройство постановки дымовой завесы. Вес боекомплекта составляет 180кг включая дымовые гранаты 3д6.
Средства наблюдения и связи
Рабочее место механика-водителя бронетранспортёраМеханик-водитель и командир БТР-80 в дневное время в небоевых условиях осуществляют наблюдение за местностью через два закрытых ветровыми стёклами люка в верхнем лобовом бронелисте корпуса. В боевых условиях, или при движении ночью, наблюдение за местностью они ведут через перископические смотровые приборы различных типов. Механик-водитель, на машинах ранних выпусков, располагал тремя перископическими смотровыми приборами ТНПО-115 для обзора переднего сектора, на машинах последующих серий к ним был добавлен ещё один ТНПО-115 в левом верхнем скуловом бронелисте корпуса. В ночных условиях, центральный из направленных вперёд приборов заменялся перископическим бинокулярным пассивным прибором ночного видения ТВНЕ-4Б, работавшим за счёт усиления естественного освещения, либо за счёт подсветки фарой ФГ125 с инфракрасным светофильтром. Поле зрения прибора по горизонту составляло 36°, по вертикали — 33°, а дальность видения при нормальных условиях — 60 метров при подсветке фарой и 120 при естественной освещённости в 5⋅10−3 лк.
Основным средством наблюдения для командира машины является комбинированный бинокулярный перископический электронно-оптический смотровой прибор ТКН-3 с дневным и пассивным ночным каналами. ТКН-3 имел увеличение в 5× для дневного и 4,2× для ночного канала, при поле зрения в 10° и 8°, соответственно. Установка прибора позволяла его поворот в пределах ±50° по горизонтали и качание в пределах −13 — +33° в вертикальной плоскости. С прибором был соединён прожектор ОУ-3ГА2М со съёмным инфракрасным светофильтром, служивший для подсветки при недостаточной естественной освещённости. Дальность видения ночью для ТКН-3 составляла 300—400 метров. Помимо ТКН-3, командир располагает тремя приборами ТНПО-115 — двумя для обзора переднего сектора и одним, установленным в правом верхнем скуловом бронелисте.
Для башенного стрелка, основным средством наблюдения за местностью является прицел орудия, кроме этого у него имеются перископические смотровые приборы: ТНП-205, расположенный в левом борту башни и ТНПТ-1, установленный в крыше башни и обеспечивающий задний обзор. Десант располагал двумя перископическими смотровыми приборами ТНП-165А, установленными в крыше корпуса за башней, у посадочных мест десантников-пулемётчиков, а также четырьмя приборами ТНПО-115, установленными в верхних бортовых бронелистах корпуса по обе стороны от дверей.
Для внешней связи, на БТР-80 ранних выпусков устанавливалась радиостанция Р-123М, на машинах более поздних выпусков заменённая более современными Р-163 или Р-173. Для внутренней связи, БТР-80 оснащён танковым переговорным устройством Р-124 на трёх абонентов — командира, механика-водителя и башенного стрелка.
Двигатель и трансмиссия
На БТР-80 используется двигатель КамАЗ-7403 с турбокомпрессором, установленном в развале двигателя. БТР-80 с двигателем ЯМЗ-238М2 имеет индекс БТР-80М.
При преодолении водных преград, чтобы не допустить попадания воды в двигатель, устанавливаются высокие воздухозаборные трубы.
Использование на БТР-80 одного двигателя повлекло значительные изменения трансмиссии. Усилие от двигателя через фрикционное сухое двухдисковое сцепление с гидравлическим приводом поступает на пятиступенчатую трехходовую коробку передач. Вторая, третья, четвертая и пятая передачи с синхронизаторами.
Крутящий момент с коробки передач через промежуточный карданный вал передается на раздаточную коробку, которая сделана двухступенчатой, с дифференциальной раздачей крутящего момента на два потока: на первый — третий и на второй — четвертый мосты. На бронетранспортёре есть принудительная блокировка межосевого дифференциала для тяжелых дорожных условий (включение понижающей передачи и блокировка межосевого дифференциала только при включенных передних мостах). А чтобы при перегрузке трансмиссии (при заблокированном дифференциале) исключить поломки, в раздаточной коробке есть фрикцион—муфта предельного момента.
От раздаточной коробки мощность отбирается также на водометный движитель и лебедку. На раздаточной коробке установлены два тормозных механизма стояночной тормозной системы трансмиссионного типа.
Оригинальная раздаточная коробка позволяет использовать в БТР-80 с незначительными изменениями многие узлы и детали его предшественника — БТР-70, в их числе ведущие мосты, подвеска, рулевое управление, рабочие тормоза и другое.
Ходовая часть
Четыре ведущих моста, передние мосты отключаемы, колёсная формула 8х8. Гидроусилитель руля, поворачивают передние 4 колёса на большую величину, чем задние, ход бронетранспортёра плавный, у него хорошая динамика, высокая проходимость, большая скорость.
Высокая скорость БТР-80 обеспечена мощным двигателем, приводом на все восемь колес, их независимой торсионной подвеской, большим клиренсом, централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах, благодаря чему БТР-80 способен следовать за танками и преодолевать окопы и траншеи шириной до 2 м с ходу.
Централизованная система регулирования давления воздуха в шинах обеспечивает высокую проходимость БТР-80 по бездорожью, сравнимую с гусеничными машинами.
Кроме того, БТР-80 может продолжить движение при выходе из строя одного или двух колес. БТР не пострадает при наезде на противопехотную мину, но, и при подрыве на противотанковой мине, сохранит подвижность, так как энергия взрыва повредит, как правило, одно из восьми колес.
Водомётный движитель
Под радиатором установлены два водометных движителя. Водозаборные отверстия в днище за задними колесами и закрыты защитными решетками. Появление второго водомета, в отличие от БТР-70, можно объяснить желанием улучшить маневренность бронетранспортёра при плавании в воде .
Модификации
Советские и российские
- БТР-80 — базовая модификация с вооружением из 14,5-мм пулемёта КПВТ и 7,62-мм ПКТ
- БТР-80К — командирский вариант БТР-80, с сохранением вооружения и дополнительным связным и штабным оборудованием
- БТР-80А — Принят на вооружение в 1994 году. модификация с вооружением из 30-мм автоматической пушки 2А72 и 7,62-мм пулемёта ПКТ, установленных в новой башне лафетной компоновки. Многими специалистами классифицируется как колёсная боевая машина пехоты
- БТР-80С — вариант БТР-80А для войск национальной гвардии России, оснащённый 14,5-мм пулемётом КПВТ и 7,62-мм ПКТ в башне лафетной компоновки
- БТР-80М — вариант БТР-80А с двигателем ЯМЗ-238 (240 л. с.) и шинами КИ-126 с увеличенной пулестойкостью. Отличается от своих предшественников увеличенной длиной корпуса.
Венгерские
- В Венгрии предприятием CURRUS на базе БТР-80 было разработано семейство специальных машин с установкой различного дополнительного оборудования, с учётом требований НАТО:
- BTR-80 SKJ — невооружённая бронированная медицинская машина
- BTR-80 VSF — машина радио- био- химической разведки
- BTR-80 MVJ — ремонтно-эвакуационная машина
- BTR-80 MPAEJ — машина техобслуживания и ремонта
- BTR-80 MPFJ — инженерная машина
Украинские
- БТР-80-КБА-2 — украинская модернизация БТР-80 (башня БТР-80 демонтирована, вместо неё установлен боевой модуль с 30-мм автоматической пушкой КБА-2 и устройством для отстрела дымовых гранат)
- БТР-80УМ — украинская модернизация БТР-80 с новой башней с пулемётно-пушечным вооружением (23-мм автоматическая пушка и 7,62-мм пулемёт) и дизельным двигателем мощностью 300 л. с. Первый демонстрационный образец БТР-80УМ был представлен на учениях в сентябре 1998 года
- БТР-80УП — украинско-польская модернизация БТР-80, разработанная для Ирака. Усилена защита, установлен новые дизельные двигатели мощностью 300 л. с., новые шины и новые электрические и пневматические системы, снята водомётная установка. Помимо линейного бронетранспортёра, разработаны 7 специализированных модификаций
- БТР-80М «Гром» — украинская модернизация БТР-80 (башня БТР-80 демонтирована, вместо неё установлен боевой модуль «Гром»). 27 октября 2015 года были показаны на военном параде
- БТР-80Т — украинская модернизация БТР-80, предложенная компанией «Техимпекс». Штатный двигатель заменен на более мощный с турбонаддувом мощностью 303 л. с. Коробка передач — 8-ми ступенчатая. Запас хода увеличен до 750 км. Вооружение — боевой модуль БМ-23-2.
- БТР-94 - украинская модернизация по заказу Иордании - заменена башня, двигатель, усилена защита.
Машины на базе БТР-80
Советские и российские
- 1В152 — унифицированный командно-наблюдательный пункт КСАУО 1В126 «Капустник-Б»
- 2С23 «Нона-СВК» — 120-мм самоходное артиллерийское орудие
- БРВМ-К — бронированная ремонтно-восстановительная машина
- БРДМ-3 — бронированная разведывательно-дозорная машина
- БРЭМ-К — бронированная ремонтно-эвакуационная машина
- ГАЗ-59037 — гражданский внедорожник
- БПДМ «Тайфун» — боевая противодиверсионная машина, создана в 1990-е годы на базе БТР-80
- БПДМ «Тайфун-М» — боевая противодиверсионная машина, создана в 2007—2012 годах на базе БТР-82
- ГАЗ-5903Ж — бронированная машина для ремонта контактных сетей электрифицированных участков Ж/Д-путей на комбинированном железнодорожном и пневмоколёсном ходу
- ГАЗ-59402 «Пурга» — бронированная пожарная машина на комбинированном железнодорожном и пневмоколёсном ходу
- УНШ (К1Ш1) — унифицированное шасси для создания специальных колёсных машин, предназначенных для монтажа аппаратуры связи, средств разведки, медицинской помощи и других возможных средств специального назначения. Внешне отличается увеличенной высотой средней части корпуса и дополнительно смонтированными люками. Изготавливается в двух вариантах: УНШ-10 — с колпаком и УНШ-12 — без колпака.
- Р-439МД2 — станция спутниковой связи.
- РБ-531Б «Инфауна» — комплекс радиоэлектронной борьбы.
- БММ-80 — бронированная медицинская машина
- 9С482М6 — российский подвижный пункт управления подразделений ПВО
- Р-149БМР «Кушетка-Б» — командно-штабная машина
- Р-149МА1 — командно-штабная машина
- РХМ-4 — бронированная машина химической и радиационной разведки
- РХМ-6 — бронированная машина химической и радиационной разведки
- РПМ-2 — бронированная машина для разведывательно-поисковой деятельности (предназначена для поиска, обнаружения и определения места локальных радиоактивных и химически опасных аномалий)
- ЗС-88,ЗС-96 — звуковещательные станции
Украинские
- БРЭМ-2000К — украинская бронированная ремонтно-эвакуационная машина производства Киевского ремонто-механического завода
- ASGLA («ASRAD — IGLA») — зенитно-ракетный комплекс ближнего радиуса действия, разработанный европейской компанией MBDA при участии украинской фирмы «Арсенал». Представляет собой вариант немецкого зенитно-ракетного комплекса ASRAD (использующий для стрельбы ракеты «Игла») на базе БТР-80, ранее состоявших на вооружении армии ГДР
Операторы
Карта операторов БТР-80- Азербайджан:
- Сухопутные войска Азербайджана — 7 БТР-80А, по состоянию на 2020 год
- Государственная пограничная служба Азербайджана — 19 БТР-60, БТР-70 и БТР-80, по состоянию на 2020 год
- Внутренние войска МВД Азербайджана — 7 БТР-60, БТР-70 и БТР-80, по состоянию на 2020 год
- Алжир — 150 БТР-80, по состоянию на 2016 год
- Ангола — около 170 БТР-152, БТР-60 и БТР-80, по состоянию на 2016 год
- Армения — 4 БТР-80, по состоянию на 2020 год
- Бангладеш — 330 БТР-80, по состоянию на 2020 год
- Белоруссия — 153 БТР-80, по состоянию на 2016 год
- Бурунди — 10 БТР-80, по состоянию на 2016 год,, поставлены с Украины в 2001 году.
- Венгрия:
- Сухопутные войска Венгрии — 260 БТР-80 и 120 БТР-80А, по состоянию на 2016 год
- Пограничные войска Венгрии — 68 БТР-80, по состоянию на 2016 год
- Венесуэла — 114 БТР-80А и машин на его базе, по состоянию на 2016 год. Контракт на поставку 100 единиц БТР-80А заключён в 2009 году
- Грузия — 19 БТР-80, по состоянию на 2016 год
- Джибути — 8 БТР-80А, по состоянию на 2016 год
- Ирак — 100 БТР-80А, по состоянию на 2016 год
- Йемен — некоторое количество БТР-80А, по состоянию на 2016 год
- Казахстан — 190 БТР-80 и 107 БТР-80А, по состоянию на 2016 год.
- Киргизия — 10 БТР-80, по состоянию на 2016 год
- КНДР — 32 БТР-80А, по состоянию на 2016 год
- Кот-д’Ивуар — 6 БТР-80, по состоянию на 2016 год
- Республика Корея — 20 БТР-80, по состоянию на 2016 год
- Северная Македония — 12 БТР-80, по состоянию на 2016 год
- Молдавия — 13 БТР-80, по состоянию на 2020 год
- Монголия — 20 БТР-80, по состоянию на 2016 год
- Нигерия — 5 БТР-80, по состоянию на 2016 год
- Пакистан — 120 БТР-70 и БТР-80, по состоянию на 2016 год
- Россия:
- Сухопутные войска РФ — 1500 БТР-80 и 100 БТР-80А, по состоянию на 2020 год
- Береговые войска ВМФ РФ — 100 БТР-80, по состоянию на 2020 год
- Росгвардия — некоторое количество БТР-80, по состоянию на 2020 год
- Пограничная служба ФСБ РФ — некоторое количество БТР-80, по состоянию на 2020 год
- Сирия — некоторое количество БТР-80, по состоянию на 2016 год. 30 единиц БТР-80 поставлено из России в период с декабря 2013 по март 2014 года
- Судан — поставлено в 2006 году 30 БТР-80; 7 БТР-80А, по состоянию на 2016 год
- Таджикистан — 23 БТР-60, БТР-70 и БТР-80, по состоянию на 2016 год
- Туркмения — 450 БТР-80 и 4 БТР-80А, по состоянию на 2016 год
- Турция — 535 БТР-60 и БТР-80 в жандармерии, по состоянию на 2016 год
- Узбекистан — 210 БТР-80, по состоянию на 2016 год
- Украина
- Сухопутные войска Украины — 93 БТР-80, по состоянию на 2020 год
- Десантно-штурмовые войска Украины — 122 БТР-80, по состоянию на 2020 год
- Морская пехота Украины — некоторое количество БТР-80, по состоянию на 2020 год
- Национальная гвардия Украины — некоторое количество БТР-80, по состоянию на 2020 год
- Чад — 24 БТР-80, по состоянию на 2016 год
- Шри-Ланка — 25 БТР-80 и БТР-80А, по состоянию на 2016 год
- Эстония — 15 БТР-80, по состоянию на 2016 год
Бывшие операторы
- Афганистан — некоторое количество, по состоянию на 2010 год
- Вьетнам — некоторое количество ГАЗ-59037, используется спасателями
- Индонезия — поставлено в 2006 году 32 БТР-80; 12 БТР-80А, по состоянию на 2013 год
- Колумбия:
- Морская пехота Колумбии — 8 БТР-80А, по состоянию на 2013 год
- Румыния — 69 TAB B-33 Zimbru, по состоянию на 2013 год. БТР-80 производился по лицензии под обозначениями B-33 и Zimbru, в период с 1988 по 1991 годы произведено 70 единиц
- США — 2 БТР-80 поставлены с Украины в 2011 году
- Уганда — поставлено в 2006 году 14 БТР-80
- Финляндия — 2 БТР-80 поставлены из СССР в 1990 году
- Абхазия — 86 БТР-70 и БТР-80, по состоянию на 2007 год
- Южная Осетия:
- МЧСиО Южной Осетии — 90 БТР-70 и БТР-80, по состоянию на 2008 год
- Миротворческий батальон «Алания» Южной Осетии — 18 БТР-80, по состоянию на 2008 год
-
БТР-80 преодолевает водное препятствие
-
Ланкийский БТР-80 на параде
Галерея
Разведывательно-поисковая машина РПМ-2 на базе БТР-80 в преддверии Дня войск РХБ защиты, на учениях 1-й мобильной бригады РХБ защиты и 9-го отдельного полка засечки и разведки на Шиханском полигоне в 2011 году. Предназначена для поиска, обнаружения и определения места локальных и радиоактивных и химически опасных аномалий с передачей данных о результатах разведки на пункты управления.
-
Разведывательно-поисковая машина РПМ-2. 2011 год
-
Разведывательно-поисковая машина РПМ-2. 2011 год
-
Разведывательно-поисковая машина РПМ-2. 2011 год
-
Наземный комплекс радиационной разведки НКР на РПМ-2
-
Разведывательно-поисковая машина РПМ-2. 2011 год