Пуни, Иван Альбертович


Иван Альбертович Пуни, по-французски Жан Пуни (фр. Jean Pougny; 1892, Куоккала — 1956, Париж) — русско-французский художник, на протяжении творческого развития несколько раз кардинально менявший художественную манеру от авангардизма, кубизма, футуризма и супрематизма до лирического примитивизма в русле направления, в котором также работали Пьер Боннар и Эдуар Вюйяр.

Биография

Иван Пуни родился на семейной даче в посёлке Куоккала на Карельском перешейке (в то время территория Великого княжества Финляндского в составе Российской империи, ныне пос. Репино в Курортном районе Санкт-Петербурга). Его дед по отцовской линии Цезарь Пуни — выходец из Италии, в 1851 году обосновавшийся в России известный балетный композитор; бабушка по отцовской линии — англичанка. Отец художника, Альберт (после принятия православия — Андрей) Пуни — виолончелист Мариинского театра.

Начальное художественное образование получил дома, брал уроки у И. Е. Репина, под влиянием которого и выбрал путь художника. Отец его мечтал о военной карьере сына, поэтому он был вынужден учиться в 1900—1908 годах в Николаевском кадетском корпусе.

В 1910—1911 годах совершил первую поездку в Париж, где занимался в академии Р. Жюлиана, Коларосси и др. В Париже Пуни открыл для себя творчество Сезанна, набидов, кубистов и фовистов.

В 1912 году, вернувшись через Италию в Петербург, познакомился с Н. И. Кульбиным, Д. Д. Бурлюком, В. В. Маяковским, В. В. Хлебниковым, К. С. Малевичем, участвовал в выставке «Союза молодежи».

В 1913 женился на Ксении Богуславской, которая тоже была художником, а также дизайнером и поэтессой.

В 1914 году вместе с молодой женой вновь отправился в Париж, где впервые выставлял свои работы в Салоне Независимых. Вернувшись в Петроград перед самым началом Первой мировой войны, Пуни стал организатором и главным спонсором скандальных футуристических выставок 1915 года «Трамвай В» и «0,10».

Его квартира в родительском доме 1 на Гатчинской улице в Санкт-Петербурге с 1913 по 1915 год была местом встреч художников и поэтов, авангардистов и футуристов.

В 1918 году он участвовал в праздничном оформлении Петрограда к революционным праздникам.

В 1919 году Иван Пуни преподавал в Художественном институте в Витебске, куда он прибыл в январе по приглашению Марка Шагала. В октябре 1919 года вернулся в Петроград, а в январе 1920 года чета Пуни эмигрировала — через Финляндию в Германию (1920), затем во Францию (1924).

В 1921 году в берлинской галерее Штурм (Sturm-Galerie) ее владелец Герварт Вальден провел персональную выставку Пуни. В 1923 году в Берлине был опубликован программный текст Пуни «Современная живопись», в котором он свел свои счеты с беспредметным искусством.

После окончательного переселения во Францию в 1924 году, стиль Пуни постепенно приблизился к лирическому примитивизму — близкой по духу манере, в которой также работали Пьер Боннар и Эдуар Вюйяр.

В 1946 году Иван Пуни принял французское гражданство. Он скончался в Париже 28 декабря 1956 года.

В период с 1921 по 1956 год Пуни провел 12 персональных выставок в Берлине, Париже, Нью-Йорке и Лондоне и участвовал в более ста групповых выставках.

Награды: Кавалер ордена Почетного легиона — 1952.