Собко, Пётр Иванович

11.09.2021

Пётр Иванович Собко (1819—1870) — русский инженер и учёный в области строительной механики и железнодорожного дела, педагог, профессор Института инженеров путей сообщения и Горного института (по теоретической механике); действительный статский советник.

Биография

Пётр Собко родился 18 (30) мая 1819 года в Киеве. Несмотря на ограниченные средства его матери, Прасковьи Ивановны (урожд. Подвысоцкая), он был помещён ею не в Дворянский полк, куда он был зачислен в 1829 году, а в гимназию высших наук князя Безбородко — в третий класс. Окончив в 1836 году гимназию, когда она уже была преобразована в лицей, Собко, отличавшийся ещё в гимназии своими способностями к математике, поступил в августе 1837 года в Институт корпуса путей сообщения. По окончании курса, первым по выпуску — с занесением имени на мраморную доску, в июне 1840 года он был произведён в поручики и затем назначен репетитором в институте по рациональной механике и составлению проектов по строительному искусству.

В 1841 году П. И. Собко напечатал в «Журнале Главного Управления путей сообщения и публичных зданий» (Т. II, книги 1 и 2) «Извлечение из первой и второй публичных лекций трансцендентного анализа, читанных академиком Остроградским» и с этих пор стал много публиковаться в этом журнале. В 1846 году он напечатал в нём «Проект висячаго моста через Неву в Санкт-Петербурге» (Т. III. — № 2. — С. 195), составленный им в 1839—1840 гг. под руководством главного составителя этого проекта С. В. Кербедза, а вскоре за тем издал для руководства воспитанников Института путей сообщения по курсу мостов, который он стал читать с 1844 года, атлас мостов, вышедший под заглавием: «Чертежи курса построений. Основания каменных зданий. Мосты» (СПб., 1849).

Ещё раньше, в 1843 году, Собко стал читать в Горном институте лекций по теоретической механике, которую он преподавал там в течение 12 лет до 1855 года. Кроме этого, а с 1846 по 1849 год он преподавал практическую механику и аналитическую геометрию в Первом кадетском корпусе.

Летом 1849 и 1850 годов он предпринял вместе с профессором Ф. И. Сулимой две поездки для осмотра различных сооружений на Мариинской и Тихвинской системах, на канале Сайма в Финляндии (в то время часть Российской империи) и на Николаевской железной дороге, собирая материал для задуманного им курса строительного искусства. На основании собранных им в это время заметок напечатана была им вместе с Сулимой статья: «Гидравлический раствор, употребляемый при работах каналa Сайма» («Журнал Главного Управления путей сообщения и публичных зданий». — 1851. — № 6. — С. 174).

В 1851 году Ф. И. Сулима и П. И. Собко подготовили проект, по которому к концу 1853 года была построена новая лаборатория Института инженеров путей сообщения, для химических и механических исследований строительных материалов. Она была оборудована современными машинами. Официальное открытие лаборатории, первым заведующим которой стал П. И. Собко, состоялось 28 января (9 февраля) 1854 года.

В 1854 году он издал вместе с инженером В. С. Глуховым «Памятную книжку для инженеров и архитекторов, или собрание таблиц, правил и формул, относящихся к математике, физике, геодезии, строительному искусству и практической механике» (СПб., 1854), имевшую огромный успех, как практическая справочная книга, и вышедшую уже после смерти Собко вторым изданием в 1872 году.

Летом 1857 года П. И. Собко предпринял путешествие за границу, где успел осмотреть различные замечательные сооружения и по возвращении принялся за составление «курса строительного искусства», но административная деятельность на Петербургско-Варшавской железной дороге, на которой он занял должность главного инженера службы ремонта пути и зданий, помешала изданию этого курса.

В 1869 году Собко был назначен заведующим службой подвижного состава и тяги на той же дороге и занимал эту должность до самой смерти.

Кроме курса мостов, Собко читал в Институте инженеров путей сообщения ещё: теорию устройства сооружений вообще; курс дорог, обыкновенных и железных (с 1849 года); теорию сопротивления строительных материалов — причём для исследования строительных материалов по его проекту в механической лаборатории были изготовлены самые точные приборы для того времени. Теорию сопротивления строительных материалов и теорию устойчивости сооружений он также читал в Строительном училище (с 1854), Горном институте (с 1855), Николаевской инженерной академии (с 1857).

Пётр Иванович Собко умер 14 (26) ноября 1870 года в городе Санкт-Петербурге.

Избранная библиография

Список трудов
  • «Чугунный судоходный мост», перевод с франц., («Журн. Главн. Упр. Путей Сообщ. и Публичн. Зданий», 1843, кн. 1, стр. 195);
  • «Морской клей» (Там же, 1845, т. II, № 4, стр. 21);
  • «Пародействующий механизм для забивки свай, ковки железа и ковки камней» (Там же, 1846, № 3, стр. 146);
  • «Механическая формовка гончарных водопроводных труб, кирпича, черепицы, изразцов и других глиняных изделий» (Там же, 1847, № 3, стр. 107);
  • «Исторический взгляд на гидротехнические сооружения в Нидерландах» (Там же, 1847, № 5 и 6, стр. 59 и 123; 1848 г. № 1, стр. 1);
  • «Новые опыты над сопротивлением воздуха при движении поездов» (Там же, 1848, № 3, стр. 135);
  • «Подъемные мосты» (Там же, 1848, № 4, стр. 1);
  • «Новые исследования трубки Пито» (Там же, стр. 70);
  • «Исследование расходов по движению на железных дорогах» (Там же, 1848, № 6, стр. 188);
  • «Фашинные тюфяки, употребляемые при устройстве висячаго моста на Днепре в Киеве» (Там же, 1849, № 6, стр. 157);
  • «Программа механики для II специального курса военно-учебных заведений» (СПб. 1849. 8°). Издана Собко вместе с Остроградским;
  • «Теория сопротивления строительных материалов» («Журн. Главн. Управл. Путей Сообщ. и Публичн. Зданий», 1850, т. XI № 1 и 2, стр. 27 и 73. Также отдельно. СПб. 1851. 8°);
  • «Трубчатые мосты Конуэйский и Британский на Честер-Голигедской железной дороге, в Англии» (Там же, т. XII, № 5, стр. 85);
  • «Исследование вопроса об употреблении железа в сооружениях на железных дорогах» (Там же, 1851, т. XIII, № 1, стр. 10);
  • «Устройство дока в Грэт-Гримсби» (Там же, 1851, № 4, стр. 1);
  • «Винтовые сваи и якоря» (Там же, 1851, № 6, стр. 141);
  • «Предел безопасного существования висячих мостов на проволочных канатах» (Там же, 1852, № 4, стр. 44);
  • «Устойчивость деревянных и металлических мостов арочной системы. Разбор системы Кулибина» (Там же, т. ΧVΙΙΙ, № 5, стр. 77);
  • «Формулы для расчета зубчатых колес цилиндрических. Формулы и пример для расчета колеса Понсле» (СПб. 1854);
  • «Результаты опытов над механическим сопротивлением камней, которые предполагается употребить в Севастополе при сооружении памятников адмиралам» (Там же, 1858, № 5, стр. 234.);
  • «Несколько слов о компании русской лесной торговли» («СПб. Ведом.» 1858, № 72, и отдельно СПб. 1858);
  • "Заметка на статьи г. инженера Главного Общества Российских Железных Дорог, помещенные в «Journal de St. Pétersbourg» (Там же, 1860, № 106 и отдельно СПб. 1860. 8°);
  • «Одессо-Киево-Курская железная дорога. Инструкция для производства полевых работ, относящихся к определению вида поверхности земли и рода верхнего слоя, для составления предварительного проекта» (СПб. 1859. 8°);
  • «Положение о техниках, производящих изыскания для составления предварительного проекта» (СПб. 1859. 8°);
  • «О необходимости описания замечательных работ, исполненных в России» («Журн. Главн. Управл. Путей Сообщ. и Публичн. Зданий», 1861, № 4, стр. 95);
  • «Программа данных, относящихся к определению отверстий труб и небольших мостов» (Там же, стр. 111);
  • «Гельсингфорсо-Тавастгусская дорога» (Там же, 1861, № 5, стр. 1);
  • «О препятствиях к движению на иностранных железных дорогах от снежных заносов» («Записки Русского Технич. Общества», 1868, № 6, стр. 357);
  • «Бетон Ксанье, привилегированный во Франции, России, Англии, Италии и других странах» (СПб. 1868. 12°).

Кроме этих статей, им напечатан еще целый ряд критических разборов иностранных технических книг.