Карелин, Андрей Андреевич


А. Карелин. «Портрет митрополита Антония». 1911 г. Эрмитаж

Андрей Андреевич Карелин (1866—1928) — русский художник-портретист, график.

Писал преимущественно исторические полотна и портреты. Автор ряда статей по вопросам искусства, фотографии, педагогики, организации музейного дела.

Происхождение

Родился 5 января 1866 года в Костроме.
Отец — Карелин, Андрей Осипович, известный русский художник и фотограф конца XIX века.
Мать — Евгения Никитична Карелина (в девичестве Макаренко), первая жена А. О. Карелина, умерла при родах.
Братья и сестры. Старшие — Людмила (1862-?) и Апполон (1863—1926). Младшие (сводные) — Ольга (1869—1949), Татьяна (1877—1927) и Рафаил (1885—1942).

Биография

С ранних лет жил в Нижнем Новгороде, воспитывался второй женой А. О. Карелина — Ольгой Григорьевной Карелиной (Лермонтовой). В детстве часто позировал отцу для фотопортретов 1870-х (мальчик с кудрявыми волосами, одетый в русскую рубашку и сапожки).

Живописи учился у отца — фотографа Андрея Осиповича Карелина, затем в Академии художеств (в 1883—1885 годах) у К. Е. Маковского.

В 1892 году получил звание почетного вольного общника Академии художеств за картину «Заморский шут».

Работал по заказам министерства Императорского двора. Писал картины на исторические и религиозные темы, портреты, иконы. Принимал участие в росписи павильона Нижегородской всероссийской выставки в 1896 году, в создании внутренней отделки храма Воскресения Христова в Петербурге, храма Александра Невского и церкви лейб-гвардии Уланского полка в Варшаве (1907), для храма Воскресения Христова исполнил картоны для 10 мозаик интерьера «Притча о бедном Лазаре после смерти» и 9 мозаик святых, мучеников, апостолов и преподобных на пилястрах.

А. А. Карелин был одним из организаторов Городского художественного и исторического музея в Нижнем Новгороде.

В 1896—1900 годах был председателем Общества художников исторической живописи.

В Эрмитаже хранится портрет митрополита Антония, написанный Карелиным в 1911 году.

К 300-летию дома Романовых А. А. Карелин создает 10-метровое полотно, изображающее воцарение Михаила Федоровича Романова, за что получает от Николая II личное дворянство.

Последние годы жизни (1925—1926) провел в Туркменской ССР (Туркмения), где создал и возглавил художественный отдел Туркменского государственного музея, которому подарил свою личную коллекцию — более 300 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.. Работал главным художником Туркмениздата (Ашхабад), стал архитектором уникального памятника Ленину в Ашхабаде (скульптор Е. Р. Трипольская). В ходе работы над памятником, Карелин совместно с керамистом Н. И. Назаровым, возродил производство традиционной азиатской майолики. Он же явился автором рисунка, на основании которого в октябре 1926 года был утвержден герб Туркменской ССР.

Умер в Ашхабаде 1928 году. В настоящее время место его захоронения неизвестно.

Труды

Работы Карелина имеются в запасниках Туркменского государственного музея, Эрмитажа, Днепропетровского и Нижегородского художественных музеев.. Судьба многих значительных работ выполненных по заказам Императорского двора до сих пор не выяснена.