Матуридизм

19.10.2021

Матуридизм (араб. الماتريدية‎ — аль-матуридийа) — догматико-философское течение в исламе, одна из суннитских школ калама, появившаяся в начале X века. Эпонимом течения является Абу Мансур аль-Матуриди (ум. 944), который использовал «доводы разума» и каламические доказательства в спорах с мутазилитами и джахмитами.

Учение и идеи аль-Матуриди во многом схожи (с некоторыми оговорками) с воззрениями его современника — Абу-ль-Хасана аль-Ашари, но достоверных сведений об их личном знакомстве нет.

Матуридизм окончательно сформировался в XIII веке, а наибольшее распространение и влияние получил во времена Османского господства в мусульманском мире. Матуридизм принят большинством ханафитов в качестве доктринальной основы веры.

История

Основатель

Основателем матуридизма является Абу Мансур аль-Матуриди (ум. 944). Он родился в самаркандской махалле Матурид. Точная дата рождения аль-Матуриди неизвестна, также нет сообщений о его учителях и наставниках, лишь некоторые упоминают несколько его шейхов, вроде Насира или Насра ибн Яхъи аль-Балхи и Мухаммада ибн Мукатиля ар-Рази. Матуридиты называют аль-Матуриди «Имамом мутакаллимов» (имам аль-мутакллимин).

Аль-Матуриди был современником другого известного богослова-мутакаллима — Абу-ль-Хасана аль-Ашари (873—936). Его идеи во многом соприкасались с идеями аль-Ашари, однако достоверных сообщений об их встречах или переписке нет.

Период раннего формирования (994—1100 годы)

После смерти аль-Матуриди развитием его идей и доктрин стали заниматься непосредственно его ученики и последователи в Самарканде. Ими были написаны основные трактаты матуридитов, а также труды по основам фикха ханафитского мазхаба (большинство матуридитов являются ханафитами). Именно здесь, в Средней Азии, матуридизм получил наиболее серьёзное распространение и стал официальной философской школой местных религиозных деятелей и богословов.

Самые известные матуридиты этого периода: Абу-ль-Касим Исхак ибн Мухаммад ибн Исмаил аль-Хаким ас-Самарканди, известный как Абу-ль-Касим аль-Хаким (умер в 342 г.х./953 году), и Абу Мухаммад Абд аль-Карим ибн Муса ибн Иса аль-Баздави (умер в 390 г. х./999 году).

Также стоит упомянуть Абу аль-Юсра аль-Баздави (Мухаммад ибн Мухаммад ибн аль-Хусейн ибн Абд аль-Карим; 1039—1099), известного как аль-Кади ас-Садр, который был шейхом ханафитов после своего старшего брата Али аль-Баздави (ум. 1089). Он обучался у своего отца, который учился у его деда Абд аль-Карима аль-Баздави, который был учеником Абу Мансура аль-Матуриди. Его учениками были: его сын Абу аль-Маани Ахмад, Наджм ад-Дин Умар ибн Мухаммад ан-Насафи (автор трактата «аль-Акаид ан-Насафия», 1068—1142) и другие.

Период окончательного становления (1100—1300 годы)

Этот период ознаменовался тем, что полностью оформились матуридитские убеждения, последователями аль-Матуриди были написаны большое количество богословских трудов, подробно рассматривающих убеждения этой философской школы.

Самые яркие представители той поры:

  • Абу-ль-Муин ан-Насафи (1046—1115), полное имя: Маймун ибн Мухаммад ибн Мутамид ан-Насафи аль-Макхули. Нисба «ан-Насафи» из-за того, что он родился в городе Насаф, который расположен между Амударьей и Самаркандом. Абу-ль-Муин считается величайшим матуридитским богословом, однако отсутствуют сведения о его наставниках и шейхах. Как говорит доктор Фатхуллах Халиф, Абу-ль-Муин ан-Насафи занимает среди матуридитов такое же положение, какое занимают аль-Газали и аль-Бакиллани среди ашаритов. Его перу принадлежат книги «Табсират аль-адилля», которая считается лучшей книгой о матуридитском мазхабе после «Книги единобожия» самого аль-Матуриди, и «Бахр аль-калам», в котором он рассматривает различные философские вопросы. Он умер 22 мая 1115 года (25 зуль-хиджа 508 г. х.) в возрасте 70 лет.
  • Наджмуддин Умар ан-Насафи (1069—1142), полное имя: Абу Хафс Надж ад-Дин Умар ибн Мухаммад ибн Ахмад Исмаил ан-Насафи аль-Ханафи ас-Самарканди. Обучался у более чем пятисот шейхов; был учеником Абу-ль-Юсра аль-Баздави и Абдуллаха ибн Али ибн Исы ан-Насафи. Наджм ад-Дин ан-Насафи является автором около сотни различных трудов, среди них книга «Маджма аль-улум», «ат-Тайсир фи тафсир аль-Куран», «ан-Наджах фи шарх китаб Ахбар ас-Сихах» (пояснения к «Сахиху» аль-Бухари), «аль-Акаид ан-Насафия» (один из самых важных матуридитских трактатов, является сокращенным вариантом книги Абу-ль-Муина ан-Насафи «Табсират аль-адилля»). Наджм ад-Дин ан-Насафи умер в Самарканде в четверг, 2 декабря 1142 года (12 джумада аль-уля 537 г. х.).

Период распространения (1300—1900 годы)

Благодаря тому, что Османские султаны были приверженцами матуридитского вероубеждения, матуридизм получил широкое распространение среди мусульман всей Османской империи. Из известных представителей матуридизма в эту эпоху можно отметить аль-Камаля ибн аль-Хумама, автора книги «аль-Мусаяра фи-ль-акаид аль-манджия фи-ль-ахира» (араб. المسايرة في العقائد المنجية في الآخرة‎), которая по сей день преподается в некоторых исламских университетах.

В этот период на Индийском субконтиненте появилось несколько матуридитских течений:

  • Деобандиты — религиозное течение ханафитов-матуридитов. Название «деобанди» получило в честь индийского города Деобанд, в котором расположен центр «Дар уль-Улюм Деобанд». Движение основано 30 мая 1866 года (дата открытия «Дар аль-Улюм»), вдохновлено индийским богословом Валиуллахом Дехлеви (1703—1762). Представители деобандийской школы уделяют много внимания хадисоведению, ими написано множество трудов по этой дисциплине. У деобандитов распространен культ почитания могил, что нашло отражение в их религиозных трактатах, например, в книге Халиля Ахмада ас-Сахаранфури «аль-Муханнад аля аль-Муфаннад».
  • Барелвиты — движение, основанное Ахмедом Раза Ханом Барелви (1856—1921). Барелвиты являются противниками деобандитов.
  • Кавсариты — движение, основанное шейхом Мухаммадом Захидом аль-Кавсари (1879—1952). Кавсариты порицают некоторых суннитских имамов прошлого, называют их муджассимитами и мушаббихитами (придающими тело Аллаху и уподобляющими его творениям). Такие суннитские книги, как «Таухид» Ибн Хузаймы, «аш-Шариа» аль-Лялякаи, «ас-Сифат» аль-Байхаки, «аль-Улув» аз-Захаби, аль-Кавсари называл книгами «уподобленцев» (см. комментарии аль-Кавсари к книге аль-Байхаки «ас-Сифат»).

Основные догматы и принципы

Философия аль-Матуриди и его взгляды в целом близки к убеждениям Абу-ль-Хасана аль-Ашари (эпоним ашаритов), который был его современником. Оба философа разработали свои доктрины в ответ на взгляды мутазилитов. Различия между этими школами заключается в вопросах о «бытие Божьем», в котором аль-Матуриди разрешал, помимо откровения, опираться на разум, однако в то же время он признавал, что Божьих повелений разумом постичь невозможно.

Доводы разума

В плане придания авторитетности «доводам разума» матуридиты были схожи с мутазилитами, но в отличие от них не впадали в крайности. В вопросе о «Божественном промысле» матуридиты занимают среднюю позицию между ашаритами, которые запрещают обсуждать это, и мутазилитами, по мнению которых Бог творит по определённому замыслу и творит только хорошее. Они считали, что Бог творит по своему замыслу, но не отчитывается никому и совершает то, что захочет.

Свобода воли

В вопросе о свободе воли человека и ашариты, и матуридиты приблизились к отрицателям свободной воли — джабритам. Ашариты считали что все дела людские сотворены Богом и воплощаются если деяние и желания человека соединяются с Божьей волей (касб). Матуридиты признавали ашаритский касб, однако говорили, что Аллах претворяет в жизнь то, что исходит от выбора самого человека, то есть человек сам совершает поступок, но при помощи Божьей силы.

Божественные атрибуты

В плане Божественных атрибутов матуридиты, как и ашариты, признают их существование, но не относят их к личности Бога. То есть понятия личность (зат) и атрибут (сифат) нетождественны. Но при этом аль-Матуриди утверждал, что атрибуты неотделимы от личности Бога. Это похоже на взгляды мутазилитов, которые отрицали все атрибуты Аллаха описанные в Коране и признавали существование только личности Бога, а перечисленные в священных текстах качества называли «именами».

Все атрибуты Аллаха у матуридитов делятся на два типа: личностные (сифат аз-затия) и доказательные (сифат ас-субутия).

Личностные качества, которые не обладает никто, кроме Аллаха:

  • Вуджуд — необходимость существования Аллаха (аль-Хадид 57:3)
  • Кыдам — предвечность (аль-Хадид 57:3)
  • Бакаа — вечное существование (ар-Рахман 55:26, 27)
  • Вахдания — единственность (аль-Ихляс 112:1, аль-Бакара 2:163, аль-Исра 17:42, Фатир 35:3)
  • Мухалифат аль-хавадис — неподражаемость (ан-Нур 24:11)
  • Киямун би-нафсихи — постоянство и независимость (Фатир 35:15, аль-Ихляс 112:2)
  • Доказательных атрибутов у матуридитов 8 (в отличие от 7 атрибутов у ашаритов):

  • Хаят — жизнь (аль-Фуркан 25:58, Гафир 40:65, аль-Бакара 2:255)
  • Ильм — знание (ат-Тахрим 66:2, Та Ха 20:111, аль-Мульк 67:14, аль-Анфаль 8:73, аль-Муминун 23:17, аль-Бакара 2:284)
  • Сам’ — слух (аль-Исра 17:30, ан-Нур 24:11, аль-Муджадиля 58:1, Гафир 40:56)
  • Басар — зрение (аль-Исра 17:30, ан-Нур 24:11, аль-Муджадиля 58:1, Гафир 40:56)
  • Ирада — воля (Аль ‘Имран 3:47, аль-Бакара 2:105, Аль ‘Имран 3:40, аль-Маида 5:1)
  • Кудра — мощь (аль-Ахкаф 46:33, ан-Нахль 16:77, ан-Нур 24:45, Фатир 35:1)
  • Калам — слово (ан-Ниса 4:144)
  • Таквин — способность создавать (аль-Хашр 59:24), которое содержит ещё 4 положения:
    • Ихъя — способность оживлять
    • Имата — способность умерщвлять
    • Тахлик — способность создавать
    • Тарзик — способность наделять различными благами
  • Лицезрение Бога

    Матуридиты, в отличие от мутазилитов, признают, что праведники получат возможность увидеть Аллаха в раю, но не описывают как это будет происходить. В этом они опираются на аят:

    Лица в тот день сияющие, на Господа их взирающие.

    — 75:22, 23

    Коран

    Матуридиты считают Коран несотворенным Божьим словом, однако чернила, которыми он написан, и бумага, на которую он записан, являются сотворенными. Источник Корана — сам Бог, он может разговаривать, а Коран является его словом.

    О мусульманах-грешниках

    Матуридиты убеждены, что даже не покаявшийся за свои грехи мусульманин не останется в аду навечно. То есть, наказание должно быть адекватным греху, и поэтому Бог не должен наказывать верующего и неверующего грешника одинаковым образом — вечными муками в аду. В этом аль-Матуриди опирался на аят:

    Кто придет с добрым делом, для того - десять подобных ему, а кто придет с дурным, тому воздается только подобным ему, и не будут они обижены!

    — 6:160