Синкопа (музыка)


Синкопа (др.-греч. συγκοπή, лат. syncopa, sincopa, букв. — «обрубание»; лингв. сокращение, стяжение <слова>) в метризованной музыке — смещение акцента с сильной доли такта на слабую, то есть несовпадение ритмического акцента с метрическим.

Исторический очерк

Первое описания синкопы (sincopa) относятся к периоду Ars nova — в анонимном трактате школы Витри «Ars perfecta» и в «Libellus cantus mensurabilis» Иоанна де Муриса. В обоих случаях речь идёт о разрыве счётной единицы мензуральной музыки — модуса, темпуса и пролации — и нотации такого разрыва с помощью точки (punctus perfectionis, punctus divisionis). Описания синкопы, более близкие к современному её пониманию, распространяются во второй половине XV в. Они находятся в трактатах Иоанна Тинкториса («Книга об искусстве контрапункта», «Музыкальные пропорции», «Книга альтераций», «Определитель музыкальных терминов») и в труде Гилельмо Монаха «Наставления в музыкальном искусстве» (De praeceptis artis musicae, ок.1480). Во всех случаях под синкопой там понимается приготовленное задержание, причём понятиями сильная и слабая доли (как и понятием такта) ученые музыканты не оперируют (поскольку акцентная метрика ещё не сложилась). Определение синкопы вместе с её обширными нотными иллюстрациями даёт в середине XVI века Н.Вичентино (1555), впрочем, и он оперирует не «сильной и слабой долями такта», а тезисом и арсисом (parte nella battuta и parte nel levare) тактуса. В латинских текстах для арсиса использовалось словосочетание elevatio tactus, для тезиса — depressio tactus.

Функции синкопы

Синкопа, в зависимости от музыкального контекста, может выполнять три функции: создание конфликта (обострение), смягчающая и связующая. Смягчающее синкопирование возникает в том случае, когда противоречие синкопы метрическому акценту маскируется. При маскирующем синкопировании ни один голос фактуры не обозначает сильную долю такта, что создает особый эффект скольжения мелодии сквозь метр.

Еще одна функция синкопирования — связующая.

Можно выделить три типа связующего синкопирования.

  • Непрерывные группы синкоп
  • Оттягивание доли «влево»
  • Подчеркивание кульминации посредством синкоп
  • Синкопа в неакадемической музыке

    Синкопирование — неотъемлемый элемент ритмики босса-новы, регтайма, джаза, фанка, регги, драм-н-бейса и некоторых других видов популярной музыки. Различают внутритактовые, междутактовые и внутридолевые виды синкоп.