Лосось (подводная лодка)


«Лосось» — российская подводная лодка начала XX века, пятый корабль проекта Holland-VIIR (тип «Сом»).

Постройка

Подводная лодка «Лосось» была заложена 10 мая 1904 года на Невском судомеханическом заводе в Санкт-Петербурге. Спуск на воду состоялся в сентябре 1905 года. 1 ноября того же года вместе с однотипными «Пескарём» и «Белугой» в сопровождении транспорта «Хабаровск» начали переход в Либаву для достройки и испытаний. Тяжёлые погодные условия усугубились сильным нагревом мотылёвого подшипника бензомотора, лодка отставала из-за частых остановок машины. На следующий день двигатель совсем вышел из строя, сутки лодка шла на буксире, пока экипаж не устранил поломку. 7-8 ноября провела в Гельсингфорсе, затем к 17 ноября через Ганге и Куйвасто на буксире достигла Либавы.

25 мая 1906 года вступила в строй.

Служба

29 мая 1906 года зачислена в учебный отряд подводного плавания с базированием на Либаву.

15 сентября 1906 года на лодку совершил визит Морской министр, А. А. Бирилев, на следующий день «Лосось» совершил показательное плавание перед императором Николаем II. В ходе маневров по вине командира лодки «Лосось» повредил перископ о миноносец «Поражающий».

В 1907 году по железной дороге «Лосось» перевезли в Севастополь, лодка вошла в состав Черноморского флота.

24 августа 1909 года «Лосось» провалился на глубину 24 метра с большим дифферентом из-за течи в прочном корпусе. Интенсивной работой всех насосов поступление воды получилось компенсировать, и лодка успешно всплыла.

В марте 1912 года прошла докование и небольшой ремонт, в том же году участвовала в совместных учениях с авиацией. Находившаяся на глубине 45 футов лодка не обнаруживалась с самолётов. До конца 1913 года прошла капитальный ремонт.

На 19 июля 1914 года находилась в боевом строю, базировалась на Балаклаву.

Во время Первой мировой войны участвовала в боевых действиях, несла дозорную службу на подступах к Севастополю, охраняя рейд и обеспечивая безопасность эскадры надводных кораблей. Участвовала в спасении экипажа минного заградителя «Прут», обеспечивала подготовку офицеров в качестве учебного корабля.

26 октября 1917 года вошла в состав Черноморского Центрофлота, в феврале сдана к порту на хранение. 1 мая 1918 года захвачена германскими войсками, 24 ноября 1918 года захвачена англо-французскими интервентами.

26 апреля 1919 года затоплена по приказу английского командования.

Летом 1932 года обнаружена водолазами ЭПРОНа на глубине 57 метров, рядом с подводными лодками «Судак» и «Налим». Поднята в целях тренировки и испытания оборудования. Поставлена к берегу в Балаклавской бухте, в годы Великой Отечественной войны затонула. В 1975 году поднята и разделана на металл в Инкермане.

Командиры

И. И. Ризнич на одной из подводных лодок типа «Сом»
  • 1905: Ризнич, Иван Иванович
  • 1905—1907: граф Головин В. И.
  • 1907: Н. М. Белкин 1-й
  • 1907-1908: Б. А. Быков 2-й
  • 1908-1911: Н. А. Арбенев
  • 1911-1915: Г. Ф. Дудкин 2-й
  • 1915-1916: А. И. Пантелеев
  • 1916-1918: С. К. Леонович