Космогонические мифы


Космогонические мифы (греч. κοσμογονία; от κόσμος «мир», «вселенная» + γονή «рождение») — мифы о творении мира, мифы о происхождении космоса из хаоса, основной начальный сюжет большинства мифологий. Разновидность мифов о происхождении. Родственные им мифы о происхождении (перво)человека называются антропогоническими.

Космогонические мифы и космологические предания занимают особое место среди других форм мифопоэтического мировоззрения, поскольку описывают условия, в которых проходит существование человека и описывают, как возникла вселенная.

Общая характеристика

Начинаются с описания хаоса (пустоты), отсутствия порядка во вселенной, взаимодействия изначальных стихий. Одним из воплощений хаоса или самим хаосом часто выступает мировой океан, первозданные воды. Во многих древнейших космогонических мифах океан и хаос равнозначны и неотделимы друг от друга. Основные мотивы космогонических мифов — структурирование космического пространства и времени, разделение божествами слитых в брачных объятиях земли и неба, установление космической оси — мирового древа, светил (разделение дня и ночи, света и тьмы), создание растений и животных; творение завершается, как правило, созданием человека (антропогонические мифы) и социальных норм культурными героями. Творение происходит по воле (слову) демиурга или путём порождения божеств и стихий мироздания богиней-матерью, первой божественной парой (небом и землей), богом-андрогином и т. п. В дуалистических космогониях демиург творит все благое, его противник — все дурное. Часто творение происходит из тела первосущества (как, например, Имир) или первочеловека.

Возникновение, творение мира происходит в мифическое время, особый начальный сакральный период, предшествующий эмпирическому (историческому) «профанному» времени, и в особом месте — середине мира. В мифопоэтическом сознании пространство и время не гомогенны. Высшей ценностью (максимум сакральности) обладает та точка в пространстве и времени, где совершился акт творения — центр мира, и «в начале» — само время творения (мифическое время). Космогонические представления связаны с этими координатами, которые задают схему развёртывания всего, что есть в пространстве и времени, организуют весь пространственно-временной континуум. Ритуал (особенно календарный и прежде всего основной — годовой, отмечающий переход от старого года к новому) также соотнесён с ними. Ритуальный годовой праздник в своей структуре воспроизводит порубежную кризисную ситуацию, когда из хаоса возникает космос.

Завершение творения связано часто с уходом творца от дел созданной им вселенной и человечества и с переходом от времени мифологического (времен первотворения) к историческому. Описание гибели мира в эсхатологических мифах дается, как правило, в порядке, обратном описанию космогонии.

Академик Н. И. Кареев отмечал сильное влияние космогонического мифа на первоначальное решение «вопроса всех вопросов» о происхождении всего сущего: «пока развитие философии и науки не начинает давать народам новые основы для решения этого вопроса».

Классификация

Космогонические мифы имеют следующую классификацию на типы сюжета:

  • Верховное существо творит мир мыслью, словом и т. д. В египетской мифологии бог-творец Пта силой мысли и словом творит богов и людей, причем главные боги есть перевоплощения самого Пта.
  • Верховный бог ныряет в воду или посылает водоплавающих птиц или земноводных на дно первого океана, чтобы получить кусочек земли, из которого вырастет весь мир.
  • Сотворение мира средством разделения:
    • разделение Неба и Земли, то есть Мировых Родителей;
    • разделение начальной аморфной массы — Хаоса;
    • сотворение путем разделения Первожертвы;
    • разделение на две части космогонического Яйца.