203-мм гаубица образца 1931 года (Б-4)
Б-4 (индекс ГАУ — 52-Г-625) — советская гаубица большой (особой) мощности калибра 203,2 мм (8 дюймов). Полное официальное название орудия — 203-мм гаубица образца 1931 года. Во время Советско-финской войны это орудие использовалось для разрушения ДОТов и ДЗОТов линии Маннергейма. За это финны прозвали гаубицу «кувалдой Сталина». Оно активно и успешно использовалось во Второй мировой войне. Благодаря мощности, превосходной баллистике 1—12 переменных зарядов и углу возвышения 60° обеспечивался выбор оптимальной траектории для поражения разнообразных целей. 203-мм гаубица обр. 1931 г. оправдала все возлагавшиеся на неё надежды. Она успешно использовалась как при прорыве укреплённых полос, так и при штурме крепостей и в уличных боях в больших городах, а после окончания Великой Отечественной войны долго состояла на вооружении Советской Армии как в буксируемом варианте, так и на самоходном лафете.
История создания
В ноябре 1920 года при Артиллерийском комитете (Арткоме), который возглавлял Р. А. Дурляхов, было создано Артиллерийское конструкторское бюро под руководством Ф. Ф. Лендера. Ему-то в январе 1926 года и поручили разработку проекта «203-мм гаубицы большой досягаемости». После смерти Ф. Ф. Лендера проект передали на завод «Большевик».
11 декабря 1926 года на заседании Арткома вынесено решение: «Поручить КБ Арткома в 46 месячный срок разработать проект 203-мм гаубицы большой досягаемости…» Письмом № 51225/12Я5 от 22 марта 1927 г. АК предписал КБ «Арткома» составить общие проекты 122-мм корпусной пушки, 203-мм гаубицы АРГК и 152-мм пушки АРГК. Проект гаубицы был закончен 16 января 1928 г. в двух вариантах: с дульным тормозом и без него. Тела орудий и баллистика в обоих вариантах были одинаковы. Предпочтение было отдано стволу без дульного тормоза. Рабочие чертежи качающейся части гаубицы были разработаны КБ «Арткома», а рабочие чертежи станка лафета на гусеничном ходу КБ завода «Большевик». Первый опытный образец 203-мм гаубицы Б-4 был изготовлен на заводе «Большевик» в начале 1931 г. В июле — августе 1931 г. на НИАПе проведены стрельбы с целью подбора зарядов к Б-4. После длительных полигонных и войсковых испытаний в 1933 г. гаубица была принята на вооружение Красной Армии под обозначением 203-мм гаубица обр. 1931 г.
Производство
Производство было организовано одновременно на двух заводах («Большевик» и «Баррикады»). Если первый, начав выпуск гаубиц в 1932 году (к 6 марта 1933 года в войска было передано 7 орудий), то наибольшие сложности возникли на заводе «Баррикады». В 1933 году этот завод предъявил к сдаче лишь одну гаубицу, но и её не смогли сдать до конца года. Первые две гаубицы Б-4 завод «Баррикады» сдал в 1-м полугодии 1934 года. В 1940 году к производству был привлечён Новокраматорский завод, которому установили годовой план в 25 гаубиц, в то время как для завода в Сталинграде он был в 10 раз большим.
Рабочие чертежи гаубицы изменяли на каждом заводе, приспосабливаясь к технологическим возможностям. В результате на вооружение стали поступать практически две различные гаубицы. В 1937 году отработали единые чертежи не изменением конструкции, а компоновкой отдельных деталей и узлов, уже проверенных в производстве и эксплуатации. Единственное новшество состояло в постановке на гусеничный ход, допускавший стрельбу непосредственно с грунта без специальных платформ. Но полной унификации гаубиц производства заводов «Большевик» и «Баррикады» добиться не удалось.
*Кроме того была изготовлена одна качающаяся часть орудия для установки в СУ-14.
Всего с 1933 по 1942 выпустили 1011 гаубиц Б-4, из них 31 — малой мощности.
Организационно-штатная структура
Согласно утверждённому в августе 1939 года мобилизационному плану предполагалось иметь в Артиллерии резерва Главного Командования 17 гаубичных артиллерийских полков большой мощности (гап б/м) по 36 гаубиц калибра 203 мм с численностью личного состава в каждом 1374 человека. Из них 13 полков должны были иметь двойное развёртывание. Распределение полков по округам на 04.04.1940 выглядело так:
- ЛВО — 2 гап б/м
- БОВО — 1 гап б/м
- КОВО — 4 гап б/м
- ОдВО — 4 гап б/м
- МВО — 1 гап б/м
- СКВО — 1 гап б/м
- ЗакВО — 2 гап б/м
- СибВО — 1 гап б/м
- ЗабВО — 1 гап б/м
- 1 ОКА — 2 гап б/м
- 2 ОКА — 2 гап б/м
Общая потребность в орудиях (612 единиц) покрывалась полностью, для покрытия потребности военного времени планировалось произвести ещё 571 гаубицу.
Согласно последнему предвоенному штату в полку должно было состоять 24 орудия. Однако некоторые полки имели дополнительную матчасть для формирования полков второй очереди.
На 1 июня 1941 года в РККА числилась 871 гаубица, 832 из которых находились в войсках и 39 — на складах. К началу войны ими были вооружены 23 гаубичных артиллерийских полка Большой Мощности РГК:
ЛВО — 1 (108)
ПОВО — 2 (110, 402)
ЗОВО — 2 (5, 318)
КОВО — 4 (4, 168, 324, 330)
ОдВО — 3 (137, 430, 522)
ХВО — 1 (191)
СКВО — 2 (138, 440)
ЗакВО — 2 (136, 350)
МВО — 1 (403)
СибВО — 1 (486)
ЗабВО — 1 (106)
ДВФ — 3 (199, 549, 550)
Кроме того, 9 полков второй очереди формировались на базе существующих после начала мобилизации (515-й и 527-й (ОдВО), 519-й (ЛВО), 526-й и 529-й (КОВО), 537-й и 612-й (ЗОВО), 544-й (СибВО), 590-й (МВО)).
Боевое применение
Гаубицы Б-4 принимали участие в Финской войне. На 1 марта 1940 года на финском фронте имелось 142 гаубицы Б-4. Потеряно или вышло из строя 4 гаубицы Б-4. Советские солдаты окрестили её «карельским скульптором» (при стрельбе по финским ДОТам снаряды Б-4 превращали эти сооружения в причудливую мешанину кусков бетона и железной арматуры). А финские солдаты назвали её "кувалда Сталина" за её разрушительность.
К началу Великой Отечественной войны гаубицы Б-4 были только в гаубичных артиллерийских полках большой мощности РВГК.
Вечером 25 июня 1941 года 11-я танковая дивизия немецкой армии ворвалась в Дубно, где захватила 23 203-мм гаубицы Б-4 артиллерийского полка РГК.
С 22 июня по 1 декабря 1941 года было потеряно 75 гаубиц Б-4, в то же время от промышленности поступило 105 гаубиц. После начала Великой Отечественной войны гаубичные артиллерийские полки большой мощности РВГК были отведены в глубокий тыл. В боевые действия они вступили 19 ноября 1942 года, когда стратегическая инициатива начала постепенно переходить в руки Красной Армии. В Красной Армии гаубицы Б-4 до конца войны состояли только в артиллерии РВГК.
Несколько гаубиц Б-4 было захвачено немцами. Часть из них поступила на вооружение германской армии под названием 20,3-см Н.503(r). К марту 1944 года на Восточном фронте у немцев имелось 8 гаубиц 20,3-см Н.(r), выстрелы к которым комплектовались из советских 203-мм бетонобойных снарядов Г-620 и немецких зарядов.
Снаряды Б-4 представляли собой значительную угрозу не только для укреплений противника, но и для его бронетехники, включая тяжёлую. В ходе Курской битвы один из действовавших в районе станции Поныри «Фердинандов» был уничтожен огнём Б-4. Прямое попадание 100-килограммового фугасного снаряда в верхний броневой лист рубки привело к полному разрушению тяжелобронированной машины.
Стрельба прямой наводкой из гаубиц Б-4 никакими правилами стрельбы не предусмотрена. Но именно за такую стрельбу, в результате которой был сильно повреждён но не уничтожен мощный советский, захваченный финнами дот, командиру батареи 203-мм гаубиц гвардии капитану И. Ведмеденко присвоили звание Героя Советского Союза.
Бригады, полки, дивизионы, вооружённые Б-4
Полки
Бригады
Отдельные дивизионы
Характеристики и свойства боеприпасов
- Заряжание: раздельное картузное, предусматривалось использовать полный и 11 переменных зарядов. При этом масса полного заряда составляла 15,0—15,5 кг пороха, а одного переменного — 3,24 кг.
- Номенклатура боеприпасов:
- Фугасный снаряд Ф-625Д
- Фугасный снаряд Ф-625 (с привинтной головкой)
- Бетонобойный снаряд Г-620
- Бетонобойный снаряд Г-620Т
- Снаряд с ядерным зарядом. Вес 150 кг. Дальность стрельбы 18 км. До сих пор на вооружении.
- Дульная скорость снаряда, м/с:
- Фугасного Ф-625(Д): от 288 до 607
- Бетонобойного: 607
- Масса фугасного снаряда Ф-625(Т), кг: 100
- Масса бетонобойного снаряда Г-625(Т), кг: 100—146
Тактико-технические характеристики 203-мм гаубицы Б-4 большой мощности
Ствол
- Калибр, мм: 203,2
- Длина ствола, мм/клб: 5087/25
- Длина канала, мм: 4894
- Длина нарезной части, мм: 3981
- Длина хода нарезов, клб: 20
- Число нарезов: 64
- Глубина нареза, мм: 2,0
- Ширина нареза, мм: 6,0
- Ширина поля, мм: 3,97
- Масса ствола с затвором, кг: 5200
Лафет
- Угол ВН, град: 0—60°
- Угол ГН, град: ±4°
- Длина отката переменная, мм: 850—1400
- Высота линии огня, мм: 1920
- Ширина хода (на середине траков), мм: 1910
- Длина системы в боевом положении, мм: 9365
- Ширина системы в боевом положении, мм: 2490
- Ширина трака, мм: 460
Массовая сводка
- Откатные части со стволом: 5440 кг
- Качающаяся часть: 7900 кг
- Лафет: 12 500 кг
- Система в боевом положении: 17 700 кг
- Масса лафетной повозки с передком: 13 800 кг
Орудийная повозка Бр-10
- Масса пустой повозки, кг: около 5400
- Масса повозки Бр-10 со стволом, кг: около 10 600
Орудийная повозка с колёсами тракторного типа
- Масса повозки со стволом, кг: 9590
Орудийная повозка Б-29 (на гусеничном ходу)
- Масса повозки без ствола, кг: около 7700
- Масса повозки со стволом, кг: около 12 900
Эксплуатационные данные
- Расчёт, чел.: 15
- Скорострельность, выстр/мин: 0,5
- Скорость передвижения по дорогам, км/ч: 5—15
- Время перехода из походного положения в боевое в зависимости от грунта и времени года: от 45 минут до 2 часов.
- Тягач — «Ворошиловец» во время Великой Отечественной войны, АТ-Т в послевоенное время.
Бывшие операторы
- СССР — перешли к России
- Россия — 40 единиц Б-4М на хранении, по состоянию на 2016 год
Где можно увидеть
- В г. Севастополь Сапун-гора
- В Музейном комплексе УГМК (г. Верхняя Пышма, Свердловская область) две единицы обр. 1932 г.: производства завода № 221 «Баррикады» и завода № 232 «Большевик».
- В Чите в парке Дома офицеров на выставке «Аллея Славы».
- В Краснодаре, в парке 40-летия победы.
- В Новороссийске, в музее военной техники.
- Также имеется одна единица в Центральном музее артиллерии и ракетных войск в г. Санкт-Петербург.
- На Украине имеются единицы на территории Музея Второй мировой войны в Киеве и бывшего Сумского высшего военного артиллерийского училища, а также в Одессе в Мемориале 411-й береговой батареи.
- В городе Коломна МО в Мемориальном парке.
- В Забайкальском крае, в краевом центре г. Чита, на территории Дома офицеров.
- В Музее артиллерии г. Санкт-Петербург.