Водительское удостоверение

01.12.2021

Водительское удостоверение — документ, подтверждающий право на управление соответствующими категориями транспортных средств.

Выдача регламентируется национальными законодательствами и международными соглашениями. Основными условиями являются соответствие кандидатов в водители ограничениям по возрасту (как минимальному, так и максимальному) и состоянию здоровья, а также сдача специальных экзаменов (теоретических и/или практических) в уполномоченных органах (в России — РЭО ГИБДД МВД).

В некоторых странах профессиональным водителям (шофёрам, дальнобойщикам) для осуществления трудовой деятельности дополнительно требуется специальное разрешение (например, Driver CPC в Великобритании). Участие в некоторых автоспортивных соревнованиях предусматривает получение гонщиками специальных лицензий (например, суперлицензия в «Формуле-1»).

История

Автомобиль «Моторваген» Карла Бенца был шумным и дымным. Из-за жалоб горожан в 1888 году власти герцогства Баден дали ему письменное разрешение на использование его несовершенного транспортного средства на общедоступных дорогах. Впрочем, это разрешение ещё не считалось водительским удостоверением.

Первым в мире водительским удостоверением стала «справка о способности управлять транспортным средством с механическим мотором», вручённая 14 августа 1893 года префектом полиции Парижа Луи Лепином ныне неизвестному французскому автомобилисту.

Тогда подобные справки выдавались без каких-либо экзаменов, для их получения кандидат был должен лишь продемонстрировать умение управлять собственным автомобилем.

Обязательный экзамен был впервые введён в 1899 году в Чикаго. В Великобритании подобный экзамен был введён только в 1934 году.

Первый российский шофёр получил удостоверение на управление автомашиной в 1900 году. Документ был введён постановлением Санкт-Петербургского градоначальника «О порядке пассажирского движения на автомобиле».

Как сообщает ИТАР-ТАСС, дореволюционные удостоверения содержали сведения об их владельце и его фотографию. Для их получения уже надо было сдавать экзамены, притом проверялось не только умение управлять автомобилем, но и знание городской географии.

В 1909 году Россия присоединилась к международной «Конвенции о передвижении автомобилей», и в стране была введена принятая за рубежом форма водительского документа.

В 1923 году Совнарком утвердил новое «Свидетельство на право управления экипажем», которое имело три категории. Высшая из них предполагала стаж вождения не менее 6 лет, а также умение отремонтировать автомобиль. Новые документы выдавались местной администрацией и имели различную форму. Это приносило определённые неудобства: свидетельства, выданные в Петрограде (Ленинграде), например, не признавались в Москве.

Лишь в 1936 году выдавать «права» стали органы внутренних дел, и они приобрели единую форму, а также новое название — «удостоверение шофёра». В 1963 году СССР присоединился к Женевской конвенции об автомобильном движении, и в стране появилось международное водительское удостоверение. С 1970-х годов было введено пять категорий водительских прав, каждая из которых обозначает право на управление определёнными транспортными средствами.

Время от времени вводились и упразднялись талоны предупреждений к водительским удостоверениям. Они выполняли двойную функцию: накопительный учёт баллов за правонарушения и роль временного водительского удостоверения при изъятии основного (требовался паспорт или иное удостоверение личности). В талоне, выдаваемом совместно с водительскими правами, имевшими вид отдельной книжки, указывались 8 видов грубых нарушений правил движения, за совершение любого из которых производилась отметка о предупреждении. Отметка производилась посредством перфорации соответствующего пронумерованного сектора талона.

  • Водительские права, выданные в Москве капиталисту Юлию Гужону (1908). Эти права привязаны к единственному автомобилю "Ла-Буир" в 15 л. с. У Гужона была ещё машина, 20-сильный "Вестингауз", и соответственно, другие права.

  • Водительское удостоверение, выданное заключённому ГУЛАГа, январь 1941

  • Удостоверение шофера, 1955

  • Обложка удостоверения шофёра, 1955

  • Талон предупреждений, 1974 г.

  • Обложка водительского удостоверения СССР, 1985 г.

Формат Венской конвенции о дорожном движении

Венская конвенция о дорожном движении 1968 года установила для стран-участников общие требования к водительским удостоверениям и порядку допуска водителей к дорожному движению. С 29 марта 2011 года вступили в силу поправки, определившие в том числе внешний вид и необходимые сведения для национальных водительских удостоверений.

Статья 41 Конвенции обязывает каждого водителя автомобиля иметь водительское удостоверение. Страны-участники Конвенции обязаны обеспечить выдачу ВУ только лицам, обладающим необходимыми знаниями и навыками, после успешной сдачи ими теоретических и (или) практических экзаменов компетентным органам. Условия для успешной сдачи экзаменов должны быть предусмотрены в национальном законодательстве.

Любое национальное водительское удостоверение, соответствующее требованиям и предписаниям Конвенции, признаётся действительным на территории всех государств-участников Конвенции (кроме удостоверений ученика-водителя). При этом государства-участники могут не признавать действительным на своей территории водительское удостоверение, владельцу которого не исполнилось 18 лет (или 21 год для категорий «C», «D», «CE», «DE»).

Требования к внешнему виду ВУ перечислены в Приложении 6 Конвенции. Согласно им, национальное водительское удостоверение должно представлять собой документ размером 54×86 мм (формат ID-1 ИСО/МЭК 7810). Удостоверение может изготавливаться из пластика или бумаги. Цвет — предпочтительно розовый. На передней стороне удостоверения наносятся слова «Водительское удостоверение» на национальном языке (или национальных языках) страны, в которой выдано удостоверение, а также её название и/или отличительный знак.

В удостоверении указываются:

  • Фамилия;
  • Имя, другие имена;
  • Дата и место рождения (место рождения может быть заменено другими точными сведениями, определёнными национальным законодательством);
  • Дата выдачи удостоверения;
  • Дата истечения срока действия удостоверения;
  • Наименование или печать органа, выдавшего удостоверение;
  • Идентификационный номер для целей регистрации;
  • Номер удостоверения;
  • Фотография владельца;
  • Подпись владельца;
  • Обычное место жительства;
  • Категории (подкатегории) транспортных средств, на которые распространяется действие удостоверения;
  • Дата выдачи удостоверения для каждой категории (подкатегории) транспортных средств;
  • Дата окончания действия удостоверения для каждой категории (подкатегории) транспортных средств;
  • Дополнительная информация или ограничения в кодированном виде, касающиеся каждой категории (подкатегории) транспортных средств;
  • Информация для целей регистрации в случае изменения страны обычного местожительства;
  • Информация для целей регистрации либо другая информация, касающаяся безопасности дорожного движения.

Места, отведённые для внесения записей, определяются национальным законодательством, но предпочтительно, чтобы пункты 1—7 указывались на одной и той же стороне удостоверения. Также национальным законодательством на удостоверении может предусматриваться место для хранения информации, вводимой электронным образом (штрихкод, чип, машиночитаемая запись и т. п.).

Все записи в удостоверении должны выполняться буквами латинского алфавита или транслитерированы латиницей.

Российская Федерация

Республика Беларусь

С 1 февраля 2011 года в Белоруссии были введены водительские удостоверения, соответствующие требованиям Венской конвенции о дорожном движении. Обмен — по заявительному принципу.

Румыния

11 октября 1913 года в Румынии было выдано первое водительское удостоверение.

Европейское водительское удостоверение

Образцы европейских ВУ Лицевая сторона со штрихкодом (Финляндия) Лицевая сторона с машиночитаемой полосой (Хорватия) Обратная сторона (Хорватия). Добавлены местные категории прав: F, G (тракторы), H (трамваи).

Для 31 страны Европейской экономической зоны (28 государств-членов ЕС плюс Исландия, Лихтенштейн и Норвегия) с 19 января 2013 года обязательна к применению Директива ЕС 2006/126/EEC, заменившая более чем 110 различных национальных образцов водительских удостоверений единым европейским форматом. Он в основном совпадает с форматом ВУ Венской конвенции, но с несколькими дополнениями. Так, автомобильный код страны указывается внутри флага ЕС, государства могут устанавливать верхний возрастной порог для водителей определённых категорий ТС, добавлены дополнительные категории:

Срок действия водительских удостоверений на управление ТС категорий «AM», «A1», «A2», «A», «B», «B1», «BE» составляет 10 лет (в зависимости от страны может быть увеличен до 15 лет); а для категорий «C», «CE», «C1», «C1E», «D», «DE», «D1» и «D1E» — 5 лет.

В 2009 году полиция Ирландии получила Шнобелевскую премию за выписывание пятидесяти дорожных штрафов некоему Право Язды (польск. Prawo Jazdy), что по-польски означает «водительские права». На церемонию прибыла польская гражданка Каролина Левестам, представлявшая всех водителей Польши.

Азия

Таиланд

Вождение в Таиланде без водительского удостоверения (ВУ) запрещено и карается штрафами. Кроме того, в случае ДТП водитель без прав автоматически считается виноватой стороной. Также попавшему в ДТП водителю не будет выплачена медицинская страховка, даже если в ней указан данный страховой случай.

Получить водительское удостоверение в Королевстве относительно несложно и доступно также для иностранцев. Собрав пакет документов, необходимо обратиться в транспортное управление и записаться на экзамен. Время ожидания составляет, обычно, около месяца.

Экзамен состоит из теоретической и практической частей, проводимых в один день. Перед экзаменом также проводятся тесты на реакцию. В случае успешной сдачи, заявитель получает временное водительское удостоверение сроком на один год. Впоследствии его можно продлить на пять лет, но только в случае если заявитель проживает в Таиланде по неиммиграционной визе. В Таиланде признаётся международное водительское удостоверение. С его помощью можно получить тайские права без прохождения экзаменов.

Для мотоциклов и автомобилей в Таиланде существуют отдельные пластиковые карточки, следовательно документы и экзамен сдаются два раза.

Привилегии для обладателя ВУ:

  • Права можно использовать в качестве удостоверения личности.
  • По удостоверению можно получить скидки (вплоть до пятикратных) на посещение национальных достопримечательностей, музеев и т. д.
  • Тайские (пятилетние) права действительны в следующих странах: Мьянма, Лаос, Камбоджа, Вьетнам, Бруней, Малайзия, Индонезия, Сингапур, Филиппины.
  • На основе пятилетних тайских прав можно получить международные права (срок действия 1 год).

Категории ВУ для малогабаритного транспорта:

Категории ВУ для крупногабаритного транспорта:

Австралия

Система получения водительских прав в Австралии многоступенчата: процесс получения полноценных прав может длиться 3 или даже 4 года (в зависимости от штата и возраста претендента) — и это без учёта возможных переэкзаменовок и санкций за нарушения.

Австралийское водительское удостоверения может относиться к одному из четырёх уровней: L, P1, P2 и OL (полноценные права). Уровень L — ученические права. Для их получения достаточно сдать теоретический экзамен, и уже можно (и даже нужно) ездить по дорогам общего пользования; однако в автомобиле должен находиться также и «инструктор» в роли которого может выступать любое лицо с полноценными правами. На этом уровне предписано протоколировать свои поездки, общая продолжительность которых должна быть не менее 100—120 часов.

После наезда 120 часов уже можно сдавать экзамен по вождению, и получить права уровня P1. На уровне P1 можно ездить и самостоятельно, но действует ряд ограничений, в частности, нельзя возить детей. Через год можно сдавать ещё один теоретический экзамен, и получить права уровня P2, на котором вышеназванные ограничения ослаблены. Ну а ещё через год — ещё экзамен (вождение), и получить уже полноценные права. Процедура может несколько отличаться в зависимости от штата.

Международное водительское удостоверение

Международное водительское удостоверение (англ. International Driving Permit) — документ, подтверждающий право на управление транспортными средствами за пределами государства, выдавшего его. По сути, является официальным многоязычным переводом национального водительского удостоверения и применяется только совместно с ним. Выдаётся в странах — участниках Венской и Женевской конвенций о дорожном движении.

Представляет собой книжку формата A6 (148×105 мм), состоящую из обложки серого цвета и внутренних листов белого цвета. Лицевая и внутренняя стороны первого листа обложки должны быть отпечатаны на государственном (или одном из) языке государства, в котором выдано удостоверение. Обязательными языками являются французский, английский, русский и испанский. Записи делаются буквами латинского алфавита или прописью.

В России МВУ выдаётся исключительно подразделениями ГИБДД МВД. Срок действия — 3 года с момента выдачи, но не более срока действия национального водительского удостоверения. Государственная пошлина за выдачу МВУ составляет 1600 рублей. При подаче документов через портал Госуслуг — 1120 рублей.

В апреле 2019 года ГИБДД внесло в кабмин законопроект, обязывающий иностранцев с видом на жительство пересдавать экзамены для получения права управления автомобилем. Это же правило коснётся россиян, имеющих водительское удостоверение другого государства.