Савва Вишерский


Савва Вишерский (?, Кашин — 1 октября 1460) — основатель Савво-Вишерского монастыря, известен своим подвигом столпничества. Канонизирован на втором Макарьевском соборе 1549 года в лике преподобных. Память совершается 1 октября (по юлианскому календарю).

Жизнеописание

Савва родился в городе Кашине в семье боярина Ивана Васильевича Борозды. С юности имея склонность к монашеской жизни, принял постриг в одном из тверских монастырей, а затем поселился в пустыни (позднее получила название Саввинской Тверской пустыни) в 20 вёрстах от Твери. Видя добродетельную жизнь Саввы, братия решила сделать его своим игуменом, но он, отказавшись, около 1411 года отправился на Афон. Из афонских монастырей он вернулся со списком «Кормчей книги», которую затем использовал ростовский архиепископ Вассиан (Рыло), и поселился на реке Вишере в окрестностях Новгорода.

О месте жительства отшельника стало известно горожанам, и он, ища уединения, перешёл на реку Сосницу. Там его посетил архиепископ Новгородский Иоанн, который снабдил Савву всем необходимым для строительства пустыни. Однако из-за земельного спора, возникшего у Саввы с Лисицким монастырём, он покинул реку Сосницу и вернулся на Вишеру, где горожане дали ему место для строительства монастыря.

В 1418 году по благословению архиепископа Симеона Савва построил деревянный храм в честь Вознесения Господня и кельи для братии. После этого Савва поставил себе столп, на котором проводил всю седмицу, спускаясь лишь по субботам, чтобы вместе с братией быть на воскресной службе и получить причастие.

Скончался Савва 1 октября 1460 года и был погребён между построенной им церковью и столпом, над могилой возвели часовню. Впоследствии пожар уничтожил данные постройки, но, по преданию, гроб преподобного не пострадал, и это положило начало его почитанию. Игумен Геласий составил краткие записки о жизни Саввы, а на их основе в 1464 году по указанию архиепископа Ионы Пахомием Логофетом были составлены житие и служба преподобному Савве. В 1549 году Савва Вишерский был канонизирован для общецерковного почитания.