Шраманера

21.12.2021

Шраманера (санскр. श्रामणेर (IAST: śrāmaṇera); пали sāmaṇera; кит. 沙彌 кор. 사미; бирм. ရှင်သာမဏေ shin thamanei, тайск. สามเณร samanen; кхмер. សាមណេរ samaner; монг. хувраг; бур. хубараг) — монах-послушник (ученик, новичок) в буддизме. Девушка или женщина в этом же статусе называется шрамнери или шраманерика (санскрит: śrāmaṇerī или śrāmaṇerikā, пали sāmaṇerī, кит. трад. 沙彌尼, пиньинь Shāmíní, синг. සාමණේරී)

Этимология

Буквальное значение слова śrāmaṇera — «маленький шрамана,» то есть «маленький», в значение «ребёнок» и «шрамана», в смысле «монах, аскет».

Обеты

В соответствии с Винаей, не достигшие двадцати, не могут принять обетов бхикшу, но могут принять обеты шраманеры. Шраманеры обязаны соблюдать десять обетов нравственного поведения:

  • Воздерживаться от убийства живых существ.
  • Воздерживаться от воровства.
  • Воздерживаться от похоти (секс, вожделение).
  • Воздерживаться от лжи.
  • Воздерживаться от употребления алкоголя и веществ, затуманивающих сознание.
  • Воздерживаться от принятия пищи в неположенное время (после полудня).
  • Воздерживаться от увеселений.
  • Воздерживаться от использования парфюма, косметики, украшений.
  • Воздерживаться от сидения на высоком, мягком, роскошном сиденье.
  • Воздерживаться от обладания деньгами.
  • Посвящение шраманеров и шраманери отличается.

    В тибетском буддизме

    Тибетское монашество придерживается традиции Муласарвастивады, через Тибет эта традиция была передана также в Монголию и Бурятию.

    В Буддийской традиционной Сангхе России

    Высшее религиозное буддийское образование в России можно получить при дацанах. Буддийские учебные заведения делятся на мужские и женские. Женский дацан в России существует всего один — «Зунгон Даржалинг» в Улан-Удэ.

    Самое крупное мужское учебное заведение в России, в котором хувараки постигают основы буддийской философии, — университет «Даши Чойнхорлин» имени Дамба-Даржа Заяева. Он создан в 1991 году к юго-западу от города Улан-Удэ при Иволгинском дацане.

    В университете под руководством преподавателей и духовных наставников из Монголии, Тибета, Индии и Бурятии обучаются более ста хувараков из разных стран. Ежегодно в буддийский университет набирают 25 человек в возрасте от 15 лет. Обучение в дацане только очное и бесплатное. Срок обучения, как и в обычном светском вузе, составляет пять лет.

    Два раза в год хувараки уходят на каникулы: летние (с июня по сентябрь) и зимние — в дни буддийского Нового года Сагаалгана.

    Хувараки изучают буддийскую философию, восточную медицину, этнографию, тибетский, старомонгольский и бурятский языки, а также иконографию, основы тантризма и медитации. В учебной программе есть и общеобразовательные предметы: право, математика, логика, психология, экономическая теория, социология, политология, западноевропейская философия, английский язык и история.

    По окончании университета хуварак получает диплом о высшем образовании и звание ламы (хандамы — для женщин). Самые способные хувараки продолжают обучение в Индии, в буддийском монастыре Дрепунг — Гоман-дацане. Пройдя традиционный 16-летний курс обучения, ламы получают звание Геше — эквивалент кандидата философских наук. Желающие имеют возможность защищаться на более высокие ученые степени — Геше-дорамба, Геше-габжу (доктор) и Геше-лхарамба (профессор).

    Выпускники буддийских вузов могут себя реализовать не только в служении в дацанах, но могут работать переводчиками, востоковедами, специалистами по тибетской медицине, этнографами, астрологами, мастерами танкографии, а также преподавать в буддийских учебных заведениях.

    Быт хуварака

    После зачисления в университет хуварак даёт обет послушника, включающий в основном укрощение ума, тела, речи и сознания.

    Хувараки живут на территории дацана, в домах священнослужителей. Свой спартанский быт обустраивают сами. День начинается с раннего подъема (в пять-шесть утра) и утреннего хурала (молебна). Два больших перерыва в занятиях длятся по часу. За это время послушники успевают приготовить себе еду, поесть, привести в порядок помещение, в котором живут. С пяти-семи вечера выполняют домашние задания, по выполнении которых ужинают.

    Кроме учёбы, хувараки участвуют в хозяйственных делах дацана. Например, готовят его здания и территорию к большим храмовым праздникам: красят, делают мелкий ремонт и даже строят. Во время летних каникул разрешается подрабатывать за пределами дацана.