Культурная география

23.01.2022

Культурная география — направление социально-экономической географии, изучающее пространственные культурные различия и территориальное распределение культур.

Как научное направление создано Карлом Зауэром в 1930-х годах, долгое время развивалось преимущественно в США. После Зауэра наибольший вклад в становление культурной географии внесли Ричард Хартсхорн и Вильбур Зелинский. Зауэр применяет преимущественно методологию качественного и дескриптивного анализа, ограниченность которых в 1930-х годах стремился преодолеть в страноведческой географии Ричард Хартсхорн, а в дальнейшем сторонники революции количественного анализа. В 1970-х годах возрастает критика позитивизма в географии и чрезмерной увлеченности количественными методами.

С 1980-х годов становится известным такое направление как «новая культурная география». Она опирается на критические теории Мишеля де Серто и Жиля Делеза, которые отрицают традиционное представление о статичном пространстве. Развитие этих идей получило в непрезентативной теории.

Двумя основными разделами культурной географии являются поведенческая и когнитивная география.

Области изучения

  • Глобализация, объясняемая как культурная конвергенция,
  • вестернизация или подобные ей процессы модернизации, американизации, исламизации и другие,
  • теории культурной гегемонии или культурной ассимиляции посредством культурного империализма,
  • культурная региональная дифференциация — изучение различий в образе жизни включающего идеи, социальные установки, язык, социальные практики, институты и структуры власти и полный спектр культурных практик в географическом регионе,
  • изучение культурного ландшафта,
  • другие области включая дух места, колониализм, пост-колониализм, интернационализм, иммиграция и эмиграция, экологический туризм.