Oni


Oni (в российском издании — «Они») — единственная компьютерная игра, разработанная студией Bungie West, подразделением Bungie. Игра выполнена в жанре экшен, объединив в себе качества шутеров от третьего лица и возможность рукопашного боя. В 1999 году она получила Game Critics Award как лучшая игра в жанре action/adventure. Выход игры состоялся в 2001 году.

Сюжет

В 2032 году Земля сильно загрязнена радиоактивными отходами, людям приходится жить в городах, чистота воздуха в которых поддерживается «атмосферными комплексами». Все больше территорий вне городов и комплексов являются опасными, заражёнными токсичными и радиоактивными отходами. Транснациональные корпорации процветают благодаря беспощадной ориентации на прибыль. Одна из них, преступная организация «Синдикат» — планирует разрушить все атмосферные комплексы, чтобы продавать людям специальные биологические имплантаты, кризалиты (англ. daodan chrysalis — даодан кризалит), которые могут защитить людей от радиации и других воздействий благодаря мутациям носителя. Отдел по борьбе с технологическими преступлениями — TCTF (англ. Technology Crimes Task Force) — уже длительное время следит за Синдикатом, и направляет специального агента Коноко, чтобы прояснить их планы.

В процессе выполнения задания Коноко выясняет, что она была дочерью профессора, который перешёл дорогу транснациональным корпорациям (в конечном итоге его разработки заинтересовали Синдикат, а позже и TCTF). В ней самой находится кризалит, из-за чего она получила сверхспособности. Её брат стал главой Синдиката, причем также является носителем кризалита, и ей приходится убить его для спасения планеты. Тем не менее, он успевает привести свой план в исполнение почти полностью.

Персонажи

  • Маи Хасегава — спецагент TCTF под именем Коноко. Носитель кризалита, сестра Муро.
  • Муро Хасегава — глава Синдиката. Носитель кризалита, брат Коноко.
  • Шинатама — андроид SLD, наблюдатель за Коноко и одновременно её подруга. Похищена Синдикатом во время налёта на штаб TCTF, самоуничтожилась в атмосферном комплексе, наспех восстановлена и вторично убита Грифином.
  • Терранс Грифин — глава регионального отделения TCTF, начальник Коноко. Весьма решительный руководитель, не гнушающийся использовать сомнительные методы, за что был понижен в звании и отправлен в региональное управление TCTF. У Коноко будет выбор, убить его или оставить в живых – что упростит последний бой с Муро.
  • Барабас — исполнитель Синдиката. Вооружён Волновой пушкой. Убит Коноко во время налёта на штаб TCTF. Возможно также является носителем кризалита (в разговоре с Муро он называет Коноко «другой основной симбиот») или киборг. В пользу версии кризалита говорит напоминающий Барабаса внешний вид Муро после превращения в монстра. В пользу «тяжёлого» киборга говорит его схожесть с киборгами в «Призраке в доспехах». Хотя обе версии не исключают друг друга.
  • Доктор Керр — учёный TCTF, помогал исследовать кризалит. Дядя Коноко и Муро, шурин доктора Хасегавы. Убит спецназовцем в лаборатории № 112.
  • Мукад — глава ниндзя Синдиката. Убит Коноко на уровне «Крыши».

Только упоминаются по ходу сюжета:

  • Доктор Хасегава — исследователь кризалитов. Отец Муро и Коноко, зять Керра.
  • Дженни Керр — активистка экологического движения. Бывшая студентка доктора Хасегавы, затем его жена, мать Муро и Коноко, сестра Керра.

Особенности

  • Персонажи «Они» созданы в аниме-стиле — классической японской анимации. Сюжет и графика игры вобрали боевые искусства Востока, загадки, следующие одна за другой, мрачные фантастические и порой сюрреалистические пейзажи и неприятные тайны прошлого. Звуковое сопровождение игры выполнено в стиле техно/эмбиент, что, в сочетании с восточным стилем, создаёт очень оригинальную атмосферу.
  • В игре, оппоненты представлены различными классами бойцов, каждый со своей уникальной техникой единоборств.
  • Коробочная версия игры, помимо игры и руководства, содержит мангу (комикс в аниме-стиле), опубликованную в США издательством Dark Horse Comics.
  • Игра очень психологична: атмосфера каждого уровня соответствует происходящим событиям, раскрывает мысли и чувства главной героини. Присутствуют такие элементы, как раздвоение личности, запутанное действие, происходящее в течение нескольких уровней, за которым следует уровень сна, где подсознание героини, наконец, находит ответы на первые вопросы, но при этом ставит новые, ещё более загадочные и глобальные.
  • В игре присутствует огнестрельное оружие, но, в отличие от привычных 3D-шутеров, оно не даёт однозначное преимущество. Одновременно можно носить только одно оружие, существует 2 типа несовместимых магазинов, кроме того, с увеличением бронебойности уменьшается количество патронов в магазине. Каждый тип оружия очень индивидуален и по-разному эффективен против одного или нескольких врагов. Кроме того, обронённое в рукопашном бою оружие могут незамедлительно подобрать враги, после чего — использовать против игрока. Таким образом, в бою оружие не становится решающим фактором, поэтому основное время игры проходит в рукопашных схватках и режиме «стелс». Огнестрельным оружием также можно бить при отсутствии патронов или нажимая соответствующую кнопку на клавиатуре.
  • В игре присутствует особенность, позволяющая увеличить темп стрельбы из типов оружия, обладающих невысокой скорострельностью, таких, как ртутный арбалет, пушка-крикун, шаромёт и т. п. Для этого после каждого выстрела нужно бросать оружие на землю и сразу его поднимать. Если проделывать это достаточно быстро, то оружие даже не будет успевать упасть на землю. Этот метод подходит и в случаях, когда нужно быстро перезарядить магазин.
  • В игре есть два разных варианта финального боя, которые зависят от того, убивает ли Коноко Гриффина в убежище «Омега», или же наоборот, оставляет его в живых. Тем не менее, концовка в игре одна.

Оценки и критика

Oni получила различные отзывы критиков, в основном они носили позитивный характер. На сайте Metacritic версия для ПК имеет среднюю оценку в 73 балла из 100 возможных, а для PlayStation 2 — 69 баллов из 100. Схожая статистика опубликована на GameRankings: 75,44 % для ПК и 68,69 % для PlayStation 2.