Кларк, Матвей Егорович

18.02.2022

Матвей Егорович Кларк (англ. Matthew Clark; 1776 — 1846) — русский инженер-литейщик, обер-берггауптман 4-го класса, управляющий Александровским чугунолитейным заводом в Санкт-Петербурге.

Биография

Выходец из Шотландии, одаренный инженер и организатор, прошедший путь от слесарных дел мастера до управляющего, Кларк целиком посвятил себя инженерному делу и металлоконструкциям.

С 1824 года — смотритель Санкт-Петербургского чугунолитейного завода (ныне «Кировский завод»). В 1826—1842 годах директор Александровского литейного завода (ныне «Пролетарский завод»). В 1830 году под руководством Кларка построен один из первых русских пароходов «Нева», в 1834-м — первая металлическая подводная лодка. Жил на казённой квартире при Александровском заводе на Шлиссельбургском тракте.

С 1832 года он состоял членом технического комитета и руководил ходом работ в механических мастерских Петербургского технологического института.

Александровский чугунолитейный завод

Александровский завод был перенесён на седьмую версту Шлиссельбургского тракта с Петергофской дороги после разрушительного наводнения 1824 года и отстроен заново под руководством его первого директора Матвея Кларка, который во многом определил планировочное решение всего предприятия. Кларк активно сотрудничал с выдающимися русскими архитекторами, среди которых Карл Росси, Адам Менелас и Василий Стасов, с которым Кларка связывала личная дружба. Оригинальные конструкции нашли применение в Александринском театре. После пожара Зимнего дворца Кларк спроектировал металлические конструкции перекрытия дворца. Спроектированная им двутавровая эллиптическая балка также нашла применение при строительстве зданий Нового Эрмитажа и реконструкции Малого Эрмитажа.