Дальавиа


«Дальавиа» (от «Дальневосточные Авиалинии») — авиакомпания Дальнего Востока России. «Дальавиа» являлась одним из крупнейших авиапредприятий Российской Федерации. Базировалась в Хабаровске. Существовала с 1953 года по 2009 год. Выполняла рейсы по СНГ и за рубеж.

История авиакомпании

1953—1991 годы

История создания предприятия уходит в начало тридцатых годов двадцатого столетия, с его деятельностью напрямую связано становление гражданской авиации Дальнего Востока.

В 1929 году в Хабаровске (в районе нынешней улицы Запарина) был открыт гидропорт, обеспечивавший вылеты гидросамолетов. Летом летали на поплавках, а зимой на лыжах. К 1931 году сооружений гидропорта не хватало для обслуживания растущего спроса на авиаперевозки, и встала необходимость поиска места для строительства нового аэродрома. Так было положено начало освоения новых площадей под аэропорт Хабаровск.

Сухопутный аэродром появился только в 1938 году. Отправной точкой формирования Хабаровского аэропорта в месте нынешнего базирования является август 1953 года, когда начальник Дальневосточного территориального управления ГВФ Езерский Б. Г. перерезал ленту, и бетонная взлетно-посадочная полоса Хабаровского аэропорта приняла первые пассажирские самолеты. Так начиналась история Хабаровского авиапредприятия «Дальавиа».

8 апреля 1957 был создан 198-й лётный отряд. Потом появился 202-й и другие лётные отряды которые, вместе с аэропортом, в январе 1963 вошли в Хабаровский объединенный авиаотряд. В 1950-е здесь эксплуатировались По-2, Ли-2, Ил-14. В январе 1958 поступили Ту-104, начавшие вскоре летать на трассах Хабаровск — Владивосток и Хабаровск — Петропавловск-Камчатский. В 1960-е поступили Ил-18 и Ан-24, в 1977 Ту-154 (первый рейс в Симферополь), в 1978 Ил-62М (Ленинград).

В 1964 был построен новый терминал пропускной способностью 700 пассажиров в час.

А в 1970 году Аэропорту Хабаровск присвоен статус международного. Выполнен первый чартерный международный рейс Хабаровск — Осака (Япония), на борту находились участники международной выставки ЭКСПО-70.

Самолёты Хабаровского ОАО летали на региональных и внутрисоюзных магистральных линиях, и с 1970 начали выполнять и международные чартерные рейсы — в Японию и КНДР.

В конце 1970-х на этих маршрутах начались регулярные рейсы.

В феврале 1977 года в Хабаровске совершил экспериментальную посадку сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144.

В 1980 году была введена в эксплуатацию вторая искусственная взлетно-посадочная полоса (4000 х 60 м.), благодаря чему аэродром «Новый» аэропорта Хабаровск получил возможность принимать самые тяжелые типы воздушных судов.

С 1988-го года существенно расширяется география международных полетов — экипажи объединенного авиаотряда выполняли международные полеты из аэропорта Хабаровск в аэропорты Ниигата, Нагоя, Фукуока, Тояма, Сендай, Хакодате (Япония), Пхеньян (КНДР), Сан-Франциско, Анкордиж, Сиэтл (США), Сингапур, Харбин (Китай). Впервые в истории международных отношений между СССР и Южной Кореей выполнен авиарейс по маршруту Хабаровск — Сеул. На самолете Ту-154 были доставлены советские спортсмены — участники Олимпиады-88.

В сентябре 1989 начались регулярные рейсы в Китай (Хабаровск — Харбин).

В 1990—1991 годы ежегодный пассажирооборот через аэропорт превышал показатель в 3,6 миллионов пассажиров, что является наивысшим достижением за всю историю функционирования аэропорта.

1992—2000 годы

С ликвидацией союзного министерства гражданской авиации, Хабаровский ОАО стал самостоятельным государственным предприятием.

В 1992 году был введен в эксплуатацию международный терминал аэропорта, пропускной способностью 400 пас/час, а также новый аэровокзал внутренних авиалиний пропускной способностью 1500 пас/час.

Тогда флот компании состоял из Ил-62М, Ту-154, Ан-24 и Ан-26. В течение нескольких лет происходило значительное сокращение объёма внутренних перевозок, уменьшался и флот.

На международном же рынке наоборот происходило оживление.

В 1994 совместно с Alaska Airlines начались регулярные рейсы в Анкоридж. Вскоре, правда, эти рейсы отменили.

А в январе 1999 был проведён ребрендинг предприятия. Оно стало именоваться Государственное Унитарное Предприятие «Дальавиа».

2000—2007 годы

В 2001 году «Дальавиа» первым вывела в небо Ту-214 — новый отечественный авиалайнер, воплотивший в себе лучшие достижения современного авиастроения. Под новым именем авиакомпания стала его первым оператором.

В 2005—2006 годах происходило акционирование компании, в результате которой из состава «Дальавиа» выделился Хабаровский аэропорт, он стал самостоятельным предприятием ОАО «Хабаровский аэропорт».

Сама же авиакомпания в конце декабря 2006 получила статус открытого акционерного общества с уставным капиталом в размере 277 млн руб. и стала именоваться ОАО Дальавиа. 100 % акций остались в руках государства.

Приватизированная авиакомпания начала проводить курс на оптимизацию маршрутов и обновление авиатехники. Она собиралась приобрести пару Boeing 767, шесть Boeing 737 и шесть Sukhoi Superjet 100 для замены Ил-62М, Ту-154 и Ан-24. Предполагалось открыть ряд внутренних и международных линий.

С 2004 года в планах Аэрофлота — поглощение авиакомпании Дальавиа. Существовал проект объединения предприятия с Владивосток Авиа и Сахалинскими авиатрассами в Дальневосточную авиакомпанию подконтрольную Аэрофлоту. Однако всем этим планам не суждено было реализоваться. А в сентябре 2008 года Аэрофлот отказывается от сотрудничества с Дальавиа и возобновляет собственные регулярные перевозки по маршруту Москва — Хабаровск — Москва.

В 2006 году чистый убыток авиакомпании составил 278 млн рублей.

Хотя в первый год после приватизации ранее убыточное предприятие начало получать прибыль, в 2008 ситуация ухудшилась.

Банкротство авиакомпании

К концу 2008 долг авиакомпании за заправку и обслуживание рейсов перед хабаровским аэропорту составил порядка 240 млн рублей. Губернатор Хабаровского края высказывался о намеренном банкротве компании. В октябре 2008 года авиакомпания прекратила продажу билетов и выполнение всех рейсов.

В 2008 году общая задолженность авиакомпании составила 1,7 млрд рублей, задолженность по зарплате и выходным пособиям уволенным составили более 200 миллионов рублей. В том же году была запущена процедура банкротства. Указом президента РФ контроль над компанией был передан госкорпорации «Ростехнологии».

26 января 2009 Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта, авиакомпания Дальавиа прекратила существование. В июне 2009 года Хабаровский арбитражный суд признал ОАО «Дальавиа» банкротом и постановил ввести на предприятии процедуру конкурсного производства.

В 2010 году состоялось начало торгов по продаже имущества авиакомпании. На торги были выставлены самолеты Ил-62М, Ту-154, Ан-24 и Ан-26, авиадвигатели.

Собственники и руководство

100 % акций находятся в руках государства.

Генеральный директор — Севастьянов Павел Иванович

Генеральный директор — Валерий Чичилимов.

Временный управляющий — Игорь Багельфер.

Деятельность авиакомпании

Деятельность ОАО «Дальавиа» заключается в обеспечении перевозок пассажиров, грузов и багажа на межрегиональных, международных и местных авиалиниях как регулярными, так и чартерными рейсами, осуществлении наземного обслуживания в аэропорту воздушных судов типа Boeing 747, Ил-96-300, Ил-62, Ту-214 и классом ниже.

В использовании у авиакомпании находятся среднемагистральные и дальнемагистральные воздушные суда, две взлетно-посадочные полосы, современный международный терминал и аэровокзал внутренних авиалиний. Пассажирские комплексы ежечасно могут пропускать до двух тысяч человек. Техническая база предприятия позволяет осуществить прием и обслуживание всех видов воздушных судов — от самых маленьких до тяжеловесов типа Боинг-747 и Ан-124.

Показатели деятельности

В 2004 году на рейсах «Дальавиа» было перевезено:

  • пассажиров: 621 405 человек (в 2003 году — 569 566 человек, рост на 9,1 %)
  • грузов и почты: 6 746,7 тонн (в 2003 году — 6 918,6 тонн, снижение на 2,5 %)

Пассажирооборот составил 2194,854 млн пкм., рост по сравнению со значениями 2003 года составил 9 %. Тоннокилометраж составил 223,883 млн ткм., по сравнению со значениями 2003 года рост этого показателя составил 7,5 %.

На международных авиалиниях «Дальавиа» перевезено за 2004 год — 135792 пассажира, 594,6 тонн груза и почты, пассажирооборот составил 345,249 млн пкм., тоннокилометраж — 32,397 млн ткм.

По сравнению с данными 2003 года рост объемов перевозок пассажиров на международных авиалиниях составил 37,5 %, грузов — 18,5 %, пассажирооборота — 42,9 %, тоннокилометража — 42 %. В целом по авиакомпании процент занятости пассажирских кресел за 2004 год снизился по отношению к значению 2003 г. на 0,9 %. Процент коммерческой загрузки за 2004 год снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,7 %. Суммарный налет часов за 2004 год составил 29811 часов, это выше уровня прошлого года на 2153 часа, в том числе по типам воздушных судов налет часов следующий:

  • Ту-214 — 6350 часов
  • Ил-62 — 5843 часа
  • Ту-154 — 10409 часов
  • Ан-24 — 6661 час
  • Ан-26 — 548 часов

В «Дальавиа» трудилось 2800 авиаработников. По итогам 2005 года, АК «Дальавиа» на внутренних авиалиниях по перевезенным пассажирам заняла 7 место.

Конкурентные преимущества «Дальавиа»:

  • высокое потребительское качество оказываемых услуг, хорошее состояние парка воздушных судов, постоянное совершенствование технологии продажи авиаперевозок и обслуживания пассажиров;
  • сформировавшийся на рынке авиаперевозок имидж авиакомпании, как стабильного, развивающегося перевозчика, оказывающего качественные услуги;
  • уникальное географическое местоположении базового аэропорта, имеющего перспективы развития пассажирских потоков на внутренних и международных направлениях;
  • наличие у авиакомпании стратегии развития, четко сформированная программа обновления парка воздушных судов.

Рейсы авиакомпании

Авиакомпания «Дальавиа» выполняла рейсы в различные города России, СНГ и мира, связывая с Хабаровском более 25 городов. Самолеты «Дальавиа» садились в аэропортах США, Республики Корея, КНР, Вьетнама, Италии, Болгарии, Индии, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Таиланда, Сингапура, Израиля, Турции, Объединенных Арабских Эмиратов, на островах Фиджи, Индонезии и Малайзии.

Награды и достижения

Лауреат премии «Крылья России» в номинации «Пассажирский перевозчик на внутренних воздушных линиях в группе I» (объем пассажирских перевозок на ВВЛ более одного миллиарда пассажирокилометров), 2004 год.

Лауреат премии «Крылья России» в номинации «Пассажирский перевозчик на международных воздушных линиях в группе II» (объем пассажирских перевозок на МВЛ от 0,2 до 1 млрд пкм), 2005 год.

Флот