Ликинский автобусный завод

03.04.2022

Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ) — советское и российское предприятие, производитель автобусов среднего, большого и особо большого класса, расположенный в Ликино-Дулёво Московской области. В период с 2005 по 2012 год завод выпускал также и троллейбусы. Ведущий производитель автобусов большого и особо большого классов, с долей на рынке – 60%. Первый автобусный завод на территории РФ, разработавший и начавший выпуск низкопольных автобусов и газовых автобусов. Первый в РФ разработал гибридный автобус и электробус, начал выпуск автобусов экологических стандартов Евро-5 и Евро-6. Разработки завода удостаивались премии «Лучший коммерческий автомобиль года».

Модельный ряд предприятия включает в себя полную линейку городских автобусов (9,5–19 метров), работающих на дизельном топливе, газе и электричестве. В линейке модельного ряда завода — 15 основных моделей низкопольных и полунизкопольных машин и 60 их модификаций. Самыми популярными моделями Ликинского автобусного завода являются автобусы большого класса для городских перевозок ЛиАЗ-5292 (и его модификации), а также ЛиАЗ-4292 (и его модификации). Автобусы оборудованы системами видеонаблюдения и навигации ГЛОНАСС/GPS, оснащены оборудованием для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями и климатическими системами. Все автобусы имеют экологический класс «Евро-5». С 2016 года начат выпуск машин экологического класса «Евро-6» с двигателями российского производства.

История

История Ликинского автозавода началась в 1937 году, когда был построен Лесохимический опытный завод облагораживания древесины — ЛОЗОД. Завод выпускал изоляционные плиты и прессованную древесину. В 1944 году был преобразован в Ликинский машиностроительный завод — ЛиМЗ и производил электропилы, шпалорезные станки, передвижные электростанции и другое оборудование для заготовки леса.

В 1959 году Ликинский машиностроительный завод был преобразован в автобусный, куда было перенесено производство с ЗИЛа. Первым автобусом, сошедшим с конвейера, стал ЗИЛ-158. Пожалуй, самым значимым детищем завода стал автобус ЛиАЗ-677. Всего было произведено 194 183 экземпляра этой модели. В 1975 году производство было выведено на проектную мощность 10 000 автобусов в год. В 1976 году Указом Президиума Верховного Совета СССР завод был награждён Орденом Трудового Красного Знамени.

В 1986 году началось серийное производство модели ЛиАЗ-5256, которая в 1990-е — начале 2000-х годов стала основной.

После распада СССР работа завода замедлилась, а в 1996 году и вовсе остановилась из-за сложной экономической обстановки, а также из-за пожара на заводе двигателей КамАЗ. В 1997 году ЛиАЗ был объявлен банкротом и было введено конкурсное производство.

В 2000 году вошёл в компанию «Русские автобусы» (до 2004 года — концерн «РусПромАвто»). С 2005 года входит в состав «Группы ГАЗ».

В 2003−2006 годах разработаны и запущены в серийное производство новые модели автобусов: низкопольный ЛиАЗ-5292, полунизкопольный ЛиАЗ-5293, сочленённый высокопольный ЛиАЗ-6212, а также сочленённый низкопольный ЛиАЗ-6213. На базе выпускаемых автобусов разработаны троллейбусы ЛиАЗ-5280, ЛиАЗ-52802 и ЛиАЗ-52803.

6 декабря 2007 года на заводе выпущен первый троллейбус, полностью произведённый на предприятии. Планировалось, что эта линия будет выпускать 500 троллейбусов в год с последующей возможностью увеличения производительности до 1000 штук в год. Первая поставка с новой линии произведена в Челябинское троллейбусное управление. Однако через несколько лет проект был свернут, всего завод собрал около 200 троллейбусов.

В 2010—2011 годах Ликинский автобусный завод проводит рестайлинг своей продуктовой линейки.

С июня 2014 года завод начинает выпускать автобусы разработки Голицынского автобусного завода.

Начиная с 2015 года Ликинский автобусный завод вновь проводит рестайлинг своей продуктовой линейки с запуском автобусов новых модификаций и частичный ребрендинг в качестве центральной, используя эмблему завода ГАЗ. С этого же года с конвейера завода сошла новинка — автобус ЛиАЗ-4292.

Осенью 2018 года Ликинский автобусный завод начал серийный выпуск электробусов (автобусов на электрической тяге), попытка наладить производство которых осуществлялась более 6 лет. Электробус ЛиАЗ-6274 разработан на базе существующей модели низкопольного автобуса ЛиАЗ-5292, серийно выпускаемого с 2004 года.

Площадь завода 630 тыс м², производство на 172 тыс м²

Модернизация Ликинского автобусного завода, проведенная по инициативе Олега Дерипаски, позволила начать выпуск всей линейки продукции в одном потоке. Завод стал получать современное оборудование из Японии, Италии, Швеции, Швейцарии, Австрии, Германии. Установлена линия антикоррозионной обработки и окраски кузовов Geico, состоящая из 8 ванн катафорезного грунтования, 12 окрасочных камер, 10 сушильных камер.

С 2014 года ЛиАЗ начал производить междугородные и туристические автобусы «Круиз» и «Вояж» на шасси Scania. Обе модели были задействованы для обслуживания XXII зимних Олимпийских и XI Параолимпийских игр в Сочи. В рамках проекта было изготовлено и поставлено 282 автобуса большого класса «Вояж».

В 2018 году Ликинский автобусный завод представил рестайлинговую модель автобуса «Круиз», которую разработали специально для обслуживания Чемпионата Мира по футболу. Обновленный «Круиз» получил новый экстерьер, улучшенные пассажирские сидения с максимальными регулировками, увеличенную пассажировместимость с 47 до 51 чел. Автобус оснастили off-board-системой (удаленная диагностика состояния основных систем автобуса) и автоматической системамой помощи водителю ADAS.

С 2015 года новая линейка всех автобусных предприятий «Группы ГАЗ» консолидируется под единым брендом ГАЗ. Первой моделью Ликинского автобусного завода, сошедшей с конвейера, под единым брендом группы стал ГАЗ КУРСОР (ЛиАЗ 4292). В 2016 году модель участвовала в международной выставке коммерческого транспорта в Германии (г. Ганновер) и удостоена первой премии конкурса «Лучший коммерческий автомобиль года в России», получив титул «Автобус года в России».

Ликинский автобусный завод выпустил более 290 тысяч автобусов различных классов и назначений. Сегодня российский парк автобусов марки «ЛиАЗ» превышает 33 тысячи единиц, что составляет 9,3% от общего количества автобусов, эксплуатирующихся в России.

С 2018 года ЛиАЗ серийно выпускает электробусы под маркой ГАЗ, с маркировкой ЛиАЗ 6274, оснащенные литий-титанатными батареями с возможностью ультрабыстрой зарядки от 4 до 10 минут. В электробусе ГАЗ установлены два асинхронных двигателя мощностью до 125 кВт, позволяющие развивать скорость до 70 км/ч. Электробус ГАЗ рассчитан на перевозку 85 пассажиров, имеет 27 посадочных мест с возможностью крепления кресла для пассажиров с ограниченными возможностями.

Модели

Автобусы

Исторические модели

  • ЗИЛ-158 (1959–1970)
  • ЛиАЗ-677 (1967–1996)
  • ЛиАЗ-5256 (1986-2021) — высокопольный автобус для городских, пригородных и междугородних перевозок, с конца 2017 года выпуск городской модификации прекращён.
  • ЛиАЗ-5293 (2006-2021) — полунизкопольный автобус для городских перевозок.
  • ЛиАЗ-6212 (2002-2014) — высокопольный сочленённый автобус на базе ЛиАЗ-5256.
  • ЗИЛ-158

  • ЛиАЗ-158 (ЗиЛ-158В)

  • ЛиАЗ-677М

  • ЛиАЗ-677М, вид сзади

  • ЛиАЗ-5293

  • ЛиАЗ-6212

Актуальные модели

По состоянию на апрель 2021 года выпускаются следующие модели автобусов ЛиАЗ:

  • ЛиАЗ-4292 (с 2015 г.) — низкопольный автобус среднего класса для городских перевозок.
  • ЛиАЗ-5250 «Вояж» (c 2017 г.) — междугородный автобус большого класса.
  • ЛиАЗ-5251 «Вояж» (c 2014 г.) — междугородный автобус большого класса.
  • ЛиАЗ-5290 (с 2017 г.) — междугородный автобус большого класса.
  • ЛиАЗ-5291 «Круиз» (с 2014 г.) — междугородный/туристический автобус большого класса.
  • ЛиАЗ-5292 (с 2004 г.) — низкопольный автобус. На его основе разработаны гибридная модель ЛиАЗ-5292Х (2009) и газовая модификация ЛиАЗ-52927 с экологическим стандартом EEV/Евро-6 (2010). С октября 2019 года на основе версии ЛиАЗ-529265 начат выпуск пригородно/междугородной полунизкопольной версии с двухдверным кузовом и cиденьями с подголовниками.
  • ЛиАЗ-6213 (с 2007 г.) — низкопольный сочленённый автобус на базе ЛиАЗ-5292.
  • ЛиАЗ-6228 «Вояж L» (с 2014 г.) — городской автобус особо большого класса.
  • ЛиАЗ-5292

  • ЛиАЗ-6213

  • ЛиАЗ-4292

Троллейбусы

(выпускались с 2005 по 2012 год):

  • ЛиАЗ-5280 — высокопольный троллейбус на базе автобуса ЛиАЗ-5256
  • ЛиАЗ-52802 — низкопольный троллейбус на базе автобуса ЛиАЗ-5292
  • ЛиАЗ-52803 — полунизкопольный троллейбус на базе автобуса ЛиАЗ-5293

Прочие модели

  • ЛиАЗ-5917 — передвижной видеосалон
  • ЛиАЗ-5918 — передвижной компьютерный центр
  • ЛиАЗ-6224 (2004–2005) — трёхосный автобус (опытный)
  • ЛиАЗ-6274 (2012, 2016, 2018,2019) — электробус
  • ЛиАЗ-6274х (2018) — троллейбус (опытный)

Опытные модели, созданные совместно с другими производителями

  • ЛиАЗ-6220 (1992) — сочленённый троллейбус на базе ЛиАЗ-5256 (МТрЗ)
  • СВАРЗ-6240 (1994) — сочленённый автобус на базе ЛиАЗ-5256 (СВАРЗ)
  • СВАРЗ-6234 (2008) — сочленённый троллейбус на базе ЛиАЗ-6213 (СВАРЗ)