Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя


«Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя» — двухсерийный художественный телефильм, снятый фирмой-студией «Катран» («Финист-банк») при участии Одесской киностудии по мотивам романа А. Дюма «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя».

Съёмки фильма стартовали летом 1990 года и проводились в Таллине, Ленинграде, Одессе и пустыне Каракумы (финальная сцена фильма, в которой главные герои уезжают на верблюдах в Африку) и велись параллельно со съёмками фильма «Мушкетёры двадцать лет спустя». Съёмки были закончены осенью 1991 года (последняя сцена снималась в пустыне Каракумы). Озвучивание и монтаж были полностью завершены в 1993 году (через год после выхода картины «Мушкетёры двадцать лет спустя»). Премьера состоялась 7—8 марта 1994 года на 1-м канале Останкино.

Сюжет

Третий фильм трилогии о мушкетёрах. Много лет назад д’Артаньян из провинции Гасконь познакомился с тремя мушкетёрами — Атосом, Портосом и Арамисом, и они стали неразлучными друзьями. Прошло двадцать лет, и друзья встретились вновь. Прошло ещё десять лет с тех времён, и многое изменилось с тех пор, как д’Артаньян впервые оказался в Париже.

В первой серии фильма король Англии Карл II явился к королю Франции Людовику XIV и попросил его помочь снова утвердиться на английском престоле. Для этого достаточно всего лишь двести солдат из числа дворян-добровольцев и миллион золотом. Людовик под влиянием кардинала Мазарини отказывает Карлу II. Тогда на помощь свергнутому английскому королю приходит д’Артаньян, который при содействии Портоса захватывает в плен соперника Карла — генерала Монка. В то же время Атос умудряется достать необходимый Карлу миллион золотом, завещанный ему для этой цели покойным Карлом I. Снова взошедший на английский трон король Карл II щедро награждает друзей-мушкетёров.

Во второй серии на первый план выходит Арамис. Теперь он уже не простой аббат. Бывший мушкетёр пожалован в генералы Ордена иезуитов и, кроме того, является епископом Ваннским. Арамис затевает заговор против короля Людовика и втягивает в него сына Атоса — Рауля. План епископа Ваннского коварен: он узнаёт о том, что у Людовика есть брат-близнец, которого тайно содержат в заключении в Венсенском замке, и решает сделать подмену — узника из подземелий посадить на трон, а короля отправить в темницу. Заговор Арамиса терпит крах, но заговорщикам удаётся избежать наказания, поскольку кардинал Мазарини сделал свой ход.

В ролях

  • Михаил Боярский — д’Артаньян
  • Вениамин Смехов — Атос
  • Валентин Смирнитский — Портос
  • Игорь Старыгин (озвучивание Игорь Ясулович) — Арамис
  • Дмитрий Харатьян — Людовик XIV и Филипп Марчиали
  • Алексей Ясулович — Карл II
  • Андрей Соколов (озвучивание Андрей Градов) — виконт де Бражелон
  • Катри Хорма (озвучивание Ирина Безрукова) — Луиза де Лавальер
  • Алиса Фрейндлих — Анна Австрийская
  • Анатолий Равикович — кардинал Мазарини
  • Юрий Дубровин — Ла Шене
  • Арунас Сторпирштис (озвучивание Юрий Кузьменко) — генерал Монк
  • Павел Винник — Ла Раме.
  • Екатерина Стриженова — Мадлен.
  • Юри Ярвет — генерал Ордена иезуитов.
  • Владимир Лаптев — Дигби.
  • Анатолий Столбов — трактирщик в Блуа.
  • Яна Поплавская — подруга Луизы.
  • Алла Будницкая — герцогиня Орлеанская.
  • Игорь Манг — 1-й «морской волк».
  • Иво Ээнсалу — 2-й «морской волк».
  • Владимир Мальцев — 3-й «морской волк».
  • Александр Задохин — 1-й полковник Монка.
  • Олег Рогачёв — 2-й полковник Монка.
  • Андрей Зай — парикмахер Людовика XIV.

Съёмочная группа

  • Авторы сценария: Георгий Николаев и Георгий Юнгвальд-Хилькевич
  • Режиссёр-постановщик: Георгий Юнгвальд-Хилькевич
  • Оператор-постановщик: Александр Носовский
  • Художник-постановщик: Лариса Токарева
  • Композитор: Максим Дунаевский
  • Автор текстов песен: Леонид Дербенёв
  • Звукооператор: Эдуард Гончаренко
  • Аранжировка и запись музыки: Светослав Лазаров (В DVD—версии 2008 года песни в исполнении Михаила Боярского и Дмитрия Харатьяна аранжировал Валерий Разумовский)
  • Режиссёр монтажа: Ирина Блогерман
  • Художники по костюмам: Светлана Яновская и Татьяна Острогорская
  • Песни исполняет: Игорь Наджиев (В DVD—версии 2008 года те же песни перепели Михаил Боярский и Дмитрий Харатьян).
  • Постановщик трюков и фехтования: Владимир Балон
  • Конно-трюковое обеспечение: ЛПТП «Простор» под управлением Николая Павлюка
  • Пиротехник: Вячеслав Логай
  • Продюсеры: Георгий Юнгвальд-Хилькевич, Олег Ботогов, Юрий Конончук
  • Мастер света: Валерий Логвинов
  • Директоры фильма: Владимир Мальцев, Олег Могучев, Джемила Панибрат

Песни

  • «Я спокоен», исполняет Игорь Наджиев (в фильм вошла только минусовая фонограмма песни в качестве фоновой музыки);
  • «Ангел-хранитель», исполняют: Игорь Наджиев (первоначальная версия 1991 года), Михаил Боярский (восстановленная версия 2008 года);
  • «Песенка про ложь», исполняют: Игорь Наджиев (первоначальная версия 1991 года), Михаил Боярский (восстановленная версия 2008 года);
  • «Ах, короли!», исполняют: Игорь Наджиев (первоначальная версия 1991 года), Дмитрий Харатьян (восстановленная версия 2008 года);
  • «Надейся на Бога», исполняют: Игорь Наджиев (первоначальная версия 1991 года), Михаил Боярский (восстановленная версия 2008 года);
  • «Песня мушкетёров» («Пора-пора-порадуемся...»), исполняет Михаил Боярский (фонограмма, записанная в 1978 году, звучит в заключительной серии, на финальных титрах фильма).

Съёмки

  • Съёмки фильмов «Мушкетёры двадцать лет спустя» и «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя» велись одновременно, это был один большой проект на шесть серий. По воспоминаниям Игоря Старыгина: «Продолжение сериала было снято по настоянию Боярского. Он буквально замучил уговорами режиссёра Георгия Юнгвальда-Хилькевича. Тот очень долго раскачивался, но потом всё же снял. Правда, в полсилы, уже без того энтузиазма, который был на первом фильме. И потому “20 лет спустя” оказались, по сути, провальными. А ведь параллельно с этой лентой мы снимали и третий фильм – “Тайна королевы Анны” по мотивам романа “Виконт де Бражелон”. Путаница была страшная. Утром мы готовились к одному фильму, после обеда – к другому, и порой забывали, кого же мы в данный момент играем. И всё же “Тайна королевы Анны” получилась получше, чем “20 лет спустя”.».
  • Роль виконта де Бражелона озвучивал актёр Андрей Градов, поскольку Андрей Соколов получил травму на съёмках другой картины. Ему пришлось прыгать с высоты пятого или шестого этажа, трюк оказался неудачным. Соколов находился в больнице, ему прооперировали колено, а сроки озвучания уже поджимали.
  • Изначально Екатерина Стриженова была приглашена на роль Луизы де Лавальер, но затем Георгий Юнгвальд-Хилькевич предложил ей роль Мадлен, которую должна была играть другая актриса. Против кандидатуры Стриженовой выступал Михаил Боярский, так как видел её впервые и относился как к партнёрше, которую ему навязали.
  • Телевидение не финансировало съёмки фильма, и режиссёр открыл ночной валютный бар (один из первых в Москве) со стриптизом, финансируя съёмки на заработанные деньги.
  • В 2008 году полностью отреставрированная версия фильма была выпущена на DVD. Специально для этого выпуска Михаил Боярский и Дмитрий Харатьян перепели песни, изначально исполняемые Игорем Наджиевым. Дело в том, что когда снимался фильм, то с самого начала было задумано, что все песни в нём исполнят Харатьян и Боярский, но Боярский сорвал голос на гастролях и не смог записать свои вокальные партии. А без Боярского не было смысла и Харатьяну петь за своего героя и режиссёр предложил креативное решение — заполнить всё музыкальное пространство фильма одним исполнителем. По протекции поэта Леонида Дербенёва был приглашён Игорь Наджиев, который в августе 1991 года записал все песни сразу для двух картин — «Мушкетёры двадцать лет спустя» и «Тайна королевы Анны». Достаточно много времени по непонятным причинам фильм «Тайна королевы Анны», в отличие от двух предыдущих фильмов, находился в забвении, его редко показывали по телевидению. И лишь спустя пятнадцать лет после выхода картины продюсер Олег Чамин, который профинансировал съёмки следующей картины «Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини», решил отреставрировать «Тайну королевы Анны» и выпустить на DVD. И тогда режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич решил восстановить историческую справедливость и уговорил продюсера профинансировать так же и перезапись песен, ранее исполненных Наджиевым.
  • К этому фильму, как и к фильму «Мушкетёры двадцать лет спустя», первоначально музыку должен был писать Александр Градский. Георгий Юнгвальд-Хилькевич рассказывает об этом в своей книге «За кадром»: «В качестве гонорара Градский получил восемьдесят тысяч. По тем временам сумму огромную. За всю музыку к обоим фильмам — „Мушкетёры двадцать лет спустя“ и „Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя“. Но он не дал ни одной ноты. И администрация картины потребовала от него вернуть деньги. Но не тут-то было. Ни музыки, ни денег. А весь сыр-бор разгорелся из-за того, что я хотел, чтобы рефреном „Пора-пора-порадуемся…“ звучало. Градскому не понравилось, что помимо его собственных песен, в картине будет звучать песня другого композитора. И тогда я в последний момент снова обратился к Максиму Дунаевскому. Хотя понимал, что Макс такую же музыку, как к „Трём мушкетёрам“, сделать уже не сможет. Макс написал хорошие песни и почти бесплатно: в качестве гонорара дирекция фильма вручила ему „Москвич-2141“. Очень жаль, но музыка к „Двадцать лет спустя“ всё же событием не стала».
  • В романе Александра Дюма «Виконт де Бражелон» все мушкетёры (кроме Арамиса) умирают, но режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич категорически не хотел убивать своих героев из суеверного страха. Он считал, что артисты во многом повторили судьбы своих персонажей, и боялся, что в реальной жизни с ними могли начать происходить ужасные вещи. По этой причине им был придуман довольно оригинальный финал фильма — вся четвёрка уезжает воевать в Африку на верблюдах и уходит в пустыню, как бы в вечность.
  • Во время съёмок маскарада в Петергофе произошёл несчастный случай. Пиротехники решили испытать фейерверк, протестировать его. А лошадь испугалась фейерверка и понесла карету, которая проехалась прямо по каскадёрам и многих из них покалечила.
  • Если «Мушкетёры двадцать лет спустя» — это телевизионный проект, то «Тайна королевы Анны» была задумана как прокатный художественный фильм, поэтому снималась не на отечественную плёнку, а на дорогую по тем временам плёнку «Kodak».
  • К концу съёмок фильма у Георгия Юнгвальд-Хилькевича сильно испортились отношения с исполнителями ролей мушкетёров. По этой причине они не общались в течение нескольких лет.

Места съёмок

  • Съёмки фильма проводили в Таллине, Ленинграде,Одессе, Выборге, Ялте, Петергофе, пустыне Каракумы.
  • «Встреча Луизы де Лавальер и Виконта де Бражелона» (1-я серия) — натурные съёмки в Петергофском парке.
  • «Карл II в Блуа», «Людовик XIV в покоях кардинала Мазарини», «Атос и виконт де Бражелон в покоях Карла II» — интерьеры Санкт-Петербургского Дома учёных
  • «Свидание Карла II и Людовика XIV в Блуа», «Кабинет Атоса», «Арамис и виконт де Бражелон похищают Людовика XIV» — интерьеры Одесского Дома учёных
  • Натурные сцены «Замок Атоса» — Замок Вазалемма на севере Эстонии.
  • Павильон «Эрмитаж» в ансамбле Нижнего парка в Петергофе — «д’Артаньян в гостях у Портоса» (1-я серия)
  • Сцены в «Ньюкаслском замке», где расположился лагерь генерала Монка (1-я серия) снимались частично в Цистерианском монастыре-замке Падизе на северо-западе Эстонии, частично в Монастыре Святой Бригитты в Таллине, а частично в Белгород-Днестровской крепости.
  • В интерьерах Одесского национального академического театра оперы и балета были отсняты «интерьеры Лувра» во второй серии фильма, в частности сцена встречи Людовика XIV со своим братом-близнецом.
  • Выборгский замок — натурные съёмки «Венсеннской тюрьмы» (2-я серия).
  • В Ялте снимались сцены «На корабле».
  • В оранжерее Таврического сада в Санкт-Петербурге снимались сцены: «Встреча Людовика XIV и Луизы де Лавальер» и «Встреча виконта де Бражелона и Арамиса» во второй серии фильма.
  • Финальная сцена фильма, где мушкетёры уезжают на верблюдах в Африку — снималась в пустыне Каракумы.

Факты

  • В этом фильме на момент съёмок Алиса Фрейндлих и Анатолий Равикович оказались впервые примерно в том же возрасте, что и их герои.
  • Сюжет фильма отличается от книги Александра Дюма («Десять лет спустя»): в конце герои не погибают, а отправляются на войну в Африку. Вопреки не только книге, но и истории, Мазарини, показанный в начале фильма тяжело больным, не умирает. Кроме того, по книге Портос не участвовал в экспедиции в Англию, зато участвовал в заговоре против Людовика, в то время как Рауль в Африку поехал (где и погиб), но в заговоре против короля не участвовал.
  • Колоссальное количество сюжетных линий и эпизодов в фильме полностью опущены, либо серьёзно изменены. Отсутствуют и все сюжетные линии, связанные с господином Фуке и Кольбером (как и они сами), гибель Рауля в Африке и его тяжёлое расставание с Луизой де Лавальер (в фильме он лишь впадает в отчаяние видя Луизу с королём), приезд английской принцессы во Францию, начало фактического царствования Людовика XIV и целый ряд любовных интриг при дворе. Отсутствуют также и друзья и знакомые Рауля. Портос в книге не участвовал в английской авантюре, зато принимал участие в попытке государственного переворота (а Рауль, напротив, не участвовал). Сюжетная линия Мадлен напротив, продлена. В 3 книге она не присутствовала и трактир "Козочка" там уже не упоминается.
  • 14 февраля 2020 года в Белом зале Центрального Дома кино состоялась премьера пятисерийного документального фильма «Пока ещё мы вместе, или Мушкетёры сорок лет спустя» (режиссёр Вячеслав Каминский, автор сценария Максим Фёдоров), посвящённого созданию картин «Д’Артаньян и три мушкетёра», «Мушкетёры двадцать лет спустя», «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя» и «Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини».