Ижевский троллейбус

10.07.2022

Ижевский троллейбус — троллейбусная система города Ижевска, открытая в 1968 году. Наряду с автобусом и трамваем является одним из основных видов общественного транспорта города.

На начало 2022 года в городе действуют 8 ежедневных маршрутов, 1 из которых, второй маршрут, в часы пик работает по удлинённой трассе, также для удобства пассажиров четвертый маршрут совершает в утренний час пик два выезда с конечной на ул. Молодежной. Также есть сокращенные расписания первого маршрута до Администрации Индустриального района. Сеть обслуживается двумя троллейбусными парками, общее число единиц подвижного состава которых составляет свыше 200 троллейбусов. Основным типом подвижного состава является советский троллейбус ЗиУ-9 и его модификации.

Эксплуатантом сети и перевозчиком по маршрутам является МУП «ИжГорЭлектроТранс» (ИжГЭТ), обслуживающее также и трамвайную сеть города.

История

Первый троллейбусный маршрут в городе Ижевске был открыт 6 ноября 1968 года, маршрут проходил от центра города по улице Советской, поворачивая на улицу Пушкинская, потом сворачивал на улицу Майская, затем на Димитрова (ныне Удмуртская), выходил на Воткинский тракт и заканчивался на улице Строителей (ост. первоначально называлась 《Школьная》, сейчас - «Администрация Индустриального района», сама Администрация расположенна на другом конце этой улицы). Первый маршрут, соединивший городской центр с Буммашем, был протяженностью 7,5 километра и насчитывал 12 остановок. По маршруту ходило 14 троллейбусов с интервалом 4 минуты в часы «пик», а в дневное время с интервалом в 5 минут. Первыми троллейбусами стали ЗиУ-5, позже их заменили ЗиУ-9. В 1986 году был открыт второй троллейбусный парк и новые маршруты, следующие в заречные районы — № 9 и 10. В 1993 году в городе появились троллейбусы «гармошки», в том же году открыт маршрут № 11, действующий только в выходные. В ноябре 2008 года отмечалось 40-летие открытия троллейбусного движения.

Маршруты

Действующие

По состоянию на начало 2020 года в Ижевске действуют 8 троллейбусных маршрутов.

Закрытые

Подвижной состав

ЗиУ 682 (КВР). С конца 1990-х годов предприятием ОАО "Редуктор", а позже МУП «ИжГЭТ», проводится капитально-восстановительный ремонт троллейбусов. Поскольку кузов полностью переваривается и троллейбус фактически заново собирают, отремонтированные ЗиУ 682 имеют следующие особенности: отсутствие оригинального заводского маршрутоуказателя над задними стеклами; отсутствие металлических декоративных полос под боковыми, лобовыми, задними стеклами; отсутствие оригинального значка ЗиУ на передке и решетки воздухозаборника; изредка — асимметрично расположенные фары. После КВР оригинальные заводские таблички оставляют. Эксплуатируются по всем маршрутам.

ЗиУ 682Г-016. (Модификация ЗиУ-682ГС). Годы выпуска 2006, 2009. Оригинальные ЗиУ, эксплуатируются на всех маршрутах.

ВМЗ 5298-22, 273. Годы выпуска 1999, 2005. Эксплуатируются первым парком (кроме ВМЗ-273 по 6 маршруту) по 1, 4, 7, 14 маршрутам. До 2009 года часть троллейбусов работала на 10 маршруте в парке № 2.

ВМЗ 463. Кол-во — 2 штуки, годы выпуска — 2005, эксплуатируются во втором парке по 10 маршруту. По ряду причин иногда выходят из строя.

ЗиУ 683В. Годы КВР с 2000—2010 гг. Характерные отличия от оригинальных моделей аналогичные с ижевскими ЗиУ 682 КВР. Эксплуатируются вторым парком по 9 и 10 маршрутам.

Тролза 5264. Кол-во — 1 штука, год выпуска — 2001. Эксплуатируется первым парком по 1 или 2 маршруту.

ВЗТМ 5284. Кол-во — 3 штуки, годы выпуска — 2001. Работают на 7, 9 и 10 маршрутах. Одному из них сменили оригинальные фары на фары от ЗиУ.

БТЗ 5276. Годы выпуска — от 2006. Работают почти на всех маршрутах.

ВЗТМ 5290. Экспериментальная модель, кол-во — 2 штуки, год выпуска — 2004. Полунизкопольные, с большой вместительной средней накопительной площадкой, переделанные лобовые стекла от ЗиУ-682. Работают во втором парке на 6 и 14 маршрутах.

Также совсем недавно в Ижевск начата передача троллейбусов из Москвы. Всего Ижевск ждëт 50 троллейбусов следующих марок: СВАРЗ-МАЗ-6235.00, Тролза-5265.00 «Мегаполис», БКМ-321, БКМ-333, Тролза-6206 «Мегаполис». Работают в первом парке на седьмом, и во втором парке на десятом маршрутах.

Перспективы

Осенью 2009 года началось строительство новой линии по улице 10 лет Октября и улице 9-е Января. С 25 августа 2010 года троллейбусный маршрут № 5 перенаправлен на новую линию, но, в связи с недоукомплектованностью водителями, работа обновлённого маршрута приостановлена с 10 марта 2011 года. Также в перспективе имеется строительство 3 новых троллейбусных линий: один из маршрутов пройдет по улице Холмогорова и свяжет район «Городок Металлургов» с районом «Север». Остальные два маршрута не называются, ссылаясь на коммерческую тайну. В настоящий же момент строительство троллейбусной линии по ул. Холмогорова невозможно, так как не решен вопрос энергоснабжения данного участка, мощностей существующих тяговых подстанций недостаточно. Изменения произойдут или после строительства тяговой подстанции, или после приобретения троллейбусов с возможностью движения на автономном ходу. По этой же причине невозможно переключить движение троллейбусов на ул. Чугуевского, но планы такие существуют.

Троллейбусные парки