Железнодорожный узел

11.07.2022

Железнодорожный узел — пункт пересечения или примыкания нескольких железнодорожных линий (минимум трёх), ряд связанных соединительными ходами станций, работающих по единой технологии (во взаимодействии) и другой железнодорожной инфраструктуры.

Границей узла служат входные сигналы предузловых раздельных пунктов. Железнодорожный узел в крупных населённых пунктах является частью транспортного узла, представляющего собой комплекс транспортных устройств в районе стыка различных видов транспорта, совместно выполняющих операции по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок. В транспортный узел помимо железных дорог могут входить морской, речной порты, автомобильные дороги, сеть промышленного транспорта, аэропорты, сети трубопроводного транспорта и городской транспорт. Небольшие железнодорожные узлы могут быть представлены одной станцией, в состав крупных входят специализированные станции (пассажирские, сортировочные, грузовые).

В транспортном узле происходит массовая пересадка пассажиров и передача грузов с одного вида транспорта на другой. В общетранспортных узлах доля ввозимых и вывозимых грузов железной дорогой является доминирующей. Структура вагоно- и пассажиропотока в транспортном узле зависит от социально-экономических условий района.

В тарифных руководствах по перевозке пассажиров и грузов на сети железных дорог железнодорожные узлы именуются как транзитные пункты, сокращённое обозначение: ТП.

Классификация

Железнодорожный узлы классифицируются:

  • По характеру работы:
узлы с преимуществом транзитного вагонопотока; узлы с большим объёмом транзитной и местной работы; узлы с преимущественным объёмом местной работы; портовые; промышленные.
  • По объёму работы:
внеклассные узлы; крупные узлы; узлы со средним объёмом работы; узлы с малым объёмом работы.
  • По взаиморасположению станций и подходов различаются типы:
с одной станцией — узел при пересечении двух железнодорожных линий с не очень большим грузо-(пассажиро-)потоком на одной или обоих железнодорожных линиях. Примером такого узла служит Поворинский железнодорожный узел; крестообразный — узел, расположенный на пересечении двух линий крест-накрест, как правило такой узел расположен на пересечении железнодорожных магистралей с крупным грузо- и пассажиропотоком. Примером данного узла выступает Пензенский железнодорожный узел; треугольный — узел с пересечением сходящихся линий; с параллельным расположением основных станций — к примеру, когда пассажирская и грузовая станции разнесены из-за особенностей рельефа и т. д.; с последовательным расположением основных станций; радиальный; тупиковый — узел, в котором несколько тупиковых станций связаны между собой соединительными ветками. Примером такого узла служит Московский узел; кольцевой — узел, из-за особенностей рельефа и наличии более 5 направлений примыкания, примером такого узла служит Ростовский железнодорожный узел; полукольцевой — узел, из-за особенностей рельефа (к примеру, побережье) невозможно создать кольцевой тип; комбинированный — узел, в котором сочетается несколько типов.

Железнодорожные узлы подразделяются и по другим характеристикам. Границы между градацией классификации железнодорожных узлов строго не установлена. Железнодорожный узел имеет разнообразное техническое оснащение.

Основные сооружения

Основные характерные для железнодорожного узла сооружения включают:

  • сортировочные, грузовые и/или пассажирские станции;
  • соединения между отдельными станциями;
  • обходные пути;
  • станционные сооружения для пассажиров;
  • локомотивные и вагонные депо;
  • технические станции для ремонта и экипировки составов.