Гудок (музыкальный инструмент)


Гудок (смык) — трёхструнный смычковый музыкальный инструмент восточных славян, известный со времён Киевской Руси.

История

Рассматривая историю народных музыкальных инструментов восточных славян, С. А. Токарев говорит, что гудок появляется с XVI века. В письменных источниках название гудок начинает упоминаться с начала XVII века. В документах XI—XVII веков он обозначается словом смык.

Но сими диавол лстит и другыми нравы, всяческими лстими превабляя ны от Бога, трубами, и скоморохы, и смыками, и гусльми, и русальи.

— Никоновская летопись, 1068 год (6576 от с.м.)

Как музыкальный смычковый инструмент гудок относится к типу фиделя. Самые древние типы фиделя (совершенствуемого на протяжении X—XVI веков) найдены археологами в славянских странах во время раскопок в Новгороде и Гданьске. Отдельные представители такого типа, претерпев некоторые изменения, существуют и сегодня: например, сербская гусла и болгарская гдулка.

Считается, что предшественницей гдулки и гудка могла быть византийская лира, которая на Русь была завезена во время принятия христианства. Инструменты, появившиеся в XV веке, имели иное строение: они были оснащены отдельно клеящимся грифом, а не цельным корпусом и колком.

Внимание специалистов привлекло «этимологическое родство польского термина „генжьба“ („генсьба“) и славянского „гудьба“ (применяемого к игре на смыке и других смычковых инструментах)». Высказано предположение, что имеется в виду один вид инструмента. По их мнению,

Название «смык» обозначало на протяжении XI–XVI веков не один инструмент, пусть далее видоизменявшийся со временем в практике, а было собирательным для определенной группы бытовавших в народе инструментов.

Гудок был распространён в крестьянском быту и как инструмент скоморохов (гудошников, гудил, гудильщиков, гудцов), применяемый для развлечения простонародья, сопровождения песен и танцев. По мнению И. В. Мациевского, гудок относится к музыкальным инструментам восточно-славянской скоморошьей традиции. В XVII веке гудошники вместе с другими музыкантами содержались в государевой потешной палате.

Гудок упоминается в древнебелорусской литературе XVI—XVII веков. Гудки встречаются в официальных документах Великого княжества Литовского, в Послании Сигизмунда Августа старшему оршанскому князю А. Адинцевичу сказано: «з людзей волочащих, которые без службы мешкають… и с каждого гудка». Несколько примеров изображений гудков даёт старинная белорусская иконография («Толковая Псалтирь» первой половины XVII в.).

Возможное влияние гудка обнаруживается в существовании трёхструнных скрипок. Так например народные музыканты Курской области использовали на обычной европейской скрипке только три струны (с квинтовым строем C1 G1 D2) из доступных четырёх, и играли на ней в схожей с гудком манере — на крайней высокой струне исполнялась мелодия, средняя звучала бурдоном, а третья использовалась эпизодически. Аналогичным гудку количеством струн и их назначением (1 мелодическая и 2 бурдонных) обладает колёсная лира.

К концу XIX века почти полностью вышел из употребления. Считалось, что последние сведения о реально существующем гудошнике относятся примерно к 1940 году. В них говорится о некоем слепом старце, которого несколько раз видели сидящим на берегу Десны в Брянске и исполняющим под аккомпанемент гудка исторические песни. Однако в 1973 году фольклорная экспедиция обнаружила в селе Сива Пермской области исполнителя, сохранившего древние традиции гудошничества. Эта информация поначалу была воспринята специалистами с недоверием. Но исследование «сивинского феномена», в котором участвовали этнографы, историки филологи и учёные других специальностей, подтвердили первоначальный вывод. Помимо этого в репертуаре исполнителя удалось обнаружить «редкие, уникальные архаические традиции».

  • Лубок XVIII века. Скоморохи, играющие на гудке и волынке

  • С офорта художника XVIII века Бопрэ

  • Гудок с цельным корпусом

  • Гудок с лубка XVIII в. «Трапеза благочестивых и нечестивых»

  • Русский гудок конца XVIII века

  • Псковский слепой гудочник Степан. Середина XIX века

  • Гудок, реконструированный в 1900-е годы

Возрождение гудка

В конце XIX века параллельно с созданием оркестров народных инструментов (в то время они носили название «великорусских») начинаются эксперименты с их инструментальным составом. В 1896 году создатель любительского Великорусского оркестра В. В. Андреев писал своему «коллеге по цеху» Н. И. Привалову о желании «восстановить все инструменты, на которых играл народ государства Московского, т. е. средней полосы России», рассчитывая восстановить и гудок, если удастся отыскать его в «народном обращении».

В 1900-х годах некоторыми немногочисленными энтузиастами были предприняты попытки возрождения гудка путём его использования в ансамблевой игре на сцене. На основе рисунка гудка XIX века из коллекции Ф. Ж. Фетиса (см. илл.), композитор Н. П. Фомин создал квартет гудков различных размеров (по образцу струнного квартета) — гудочек, гудок, гудило и гудище. Этот квартет прозвучал в концерте Великорусского оркестра под управлением П. О. Савельева, о чём 9 января 1901 года сообщила газета «Биржевые ведомости» в статье профессора Н. Ф. Соловьева. Но звучание квартета не выдерживало сравнения с родственным ему скрипичным ансамблем. Сам В. В. Андреев считал нецелесообразными попытки усовершенствования гудка и использование его в оркестре народных инструментов. И в музыкальной практике эти инструменты так и не нашли применения. Как писала Музыкальная энциклопедия: «Не дали положительных результатов и последующие опыты по возрождению гудка».

В 1940-х годах музыкальный деятель Г. Е. Авксентьев периодически вводил группу из 4-х гудков в состав созданного им оркестра русских народных инструментов города Челябинска, а также использовал их отдельным квартетом. Отмечается, что это «была одна из немногих попыток XX века по возрождению искусства игры на древнерусском музыкальном инструменте – гудке». Выступление квартета в Москве на Всероссийском смотре художественной самодеятельности в 1948 году имело большой успех. Создание оркестра тракторостроителей стало мощным импульсом для развития забытого жанра в регионе.

С конца 1970-х годов деятельность по возрождению гудка связана с работами в области музыкальной археологии. Эти работы были инициированы открытиями археологических экспедиций в Великом Новгороде, благодаря которым началась «реконструкции архаического музыкального инструментария (гуслей, гудков, сопелей, варганов, шумовых инструментов) и их звучания».

Корпус самого древнего гудка был обнаружен при раскопках в слоях XI века. Восстановление и реконструкция гудка, как и других музыкальных инструментов, обнаруженных при раскопках в Новгороде, стала возможной благодаря исследованиям Б. А. Колчина и В. И. Поветкина. Отмечается, что:

Древние гудки – «инструменты, на которых “власеном лучцем посмыцали”, т. е. извлекали звук с помощью лукообразного смычка, прядь конских волос которого была натерта смолой хвойных деревьев – канифолью…», теперь прочно вошли в поле зрения ученых, открывших новое направление в науке – музыкальную археологию.

В рамках этого нового направления в Великом Новгороде в 1991 году был создан Центр музыкальных древностей, где ведутся работы по реставрации и исследованию древних музыкальных находок. В коллекциях Центра помимо гудков представлены гусли, сопели, варганы, трещотки и др. отреставрированные инструменты.

В наши дни инструментальные ансамбли народных инструментов, в состав которых наряду с другими входит гудок, «занимают свою нишу в исполнительском творчестве». Отмечается, например, что гудочки используется в музыке И. Мациевского, в спектакле «Комедь. XVII век», поставленном по архивной пьесе Евгения Иванова «Сказ о скоморохе Филипке, о челиге, о гусаке, о спеси, а кстати, и о бороде боярской».

Описание

Гудок целиком выдалбливается из полена (традиционно), либо склеивается из нескольких деталей (более поздний вариант). Основная часть гудка с резонаторной полостью имеет круглую, овальную, лодкообразную или грушевидную форму. Дека накладная, с резонаторными отверстиями. Короткая шейка увенчана прямой или слегка отогнутой назад головкой с деревянными колками. Общая длина инструмента 30—80 см. Струны прикреплены к струнодержателю (иногда непосредственно к корпусу инструмента) и опираются на подставку. Первая струна настраивается выше второй на квинту или кварту. Третья звучит в унисон со второй или ниже неё на октаву. Другой вариант настройки: квинта между 3 и 2 бурдонными струнами и кварта между 2 и 1 струной (октава между 3 и 1).

Играют сидя, поставив гудок вертикально на левое колено или зажав его между коленями, а также стоя, прислонив к груди. Смычок ведётся по всем струнам одновременно, при этом на первой струне исполняется мелодия, а остальные звучат постоянным бурдоном. Струну не прижимают к корпусу инструмента, а только дотрагиваются до неё подушечкой пальца или плоскостью ногтя. Играют в основном в первой позиции, то есть не перемещая руку вдоль шейки, и используя только указательный, средний и безымянный палец.