Комедия по-итальянски


Комедия по-итальянски (итал. commedia all’italiana) — разновидность кинокомедии, снискавшая большую популярность в кинематографе Италии 1960—1970-х годов. Выражение родилось под влиянием пользовавшегося огромным успехом во всем мире фильма Пьетро Джерми «Развод по-итальянски» (1961). Первым образцом жанра считается фильм «Злоумышленники неизвестны» Марио Моничелли (1958).

Возникнув как реакция на неореализм с присущей ему мрачностью, комедия по-итальянски по-своему развивала его традиции. В этом смысле предшественниками жанра можно считать такие фильмы, как «Два гроша надежды» Ренато Кастеллани (1952) и «Вчера, сегодня, завтра» Витторио Де Сика (1963), с их повышенным вниманием к судьбе «маленького человека», сочувственно-ироническим взглядом на повседневный быт, отсутствием политкорректности. В комедии по-итальянски ощущается также зависимость от традиции комедии дель арте с её легко узнаваемыми типажами, буффонадой и солёным юмором.

Диапазон жанра был достаточно широк — от лирической комедии («Народный роман» Моничелли, 1974) до едкой, временами близкой к мизантропии социальной сатиры («Отвратительные, грязные, злые» Этторе Скола, 1976); на закате своей истории жанр подчас деградировал до непритязательного эротического гротеска («Дикие постели» Луиджи Дзампы, 1979). В семидесятые годы были созданы окрашенные в драматические, а то и трагические тона образцы жанра («Задержанный в ожидании суда» Нанни Лоя, 1971, «Мелкий-мелкий буржуа» Моничелли, 1977). Присущее некоторым комедиям по-итальянски провокативное начало было резко усилено в сатирических фильмах-притчах Марко Феррери («Большая жратва», 1973).

В период своего расцвета — особенно во второй половине 1960-х годов — жанр пользовался большим успехом у зрителей, и не только в Италии, но и во всей Европе. Во многом именно этот успех способствовал приглашению крупнейших итальянских актеров — Софии Лорен, Витторио Гассмана, Джины Лоллобриджиды, Вирны Лизи — на работу в Голливуд. Известны случаи, когда на основании комедий по-итальянски создавались римейки в США; так, «Запах женщины» Дино Ризи был затем воспроизведён Мартином Брестом. Во многом успех комедии по-итальянски был обусловлен участием в ней выдающихся актеров — Тото, Альберто Сорди, Нино Манфреди, Уго Тоньяцци, Витторио Гассмана, Марчелло Мастроянни.

Традиции комедии по-итальянски продолжают некоторые современные режиссёры, включая Карло Вердоне. Однако, по мнению патриарха жанра Марио Моничелли, «их фильмы вполне симпатичны и ловко скроены, но в сюжетном отношении они поверхностны и непременно имеют счастливый конец. А в комедии по-итальянски всё наоборот: судьбы героев не устраиваются и у зрителя остается ощущение горечи».

Наиболее известные образцы жанра

  • Злоумышленники неизвестны, реж. Марио Моничелли
  • Большая война, реж. Марио Моничелли
  • Все по домам, реж. Луиджи Коменчини
  • Развод по-итальянски, реж. Пьетро Джерми
  • Обгон, реж. Дино Ризи
  • Бум, реж. Витторио Де Сика
  • Пчеломатка, реж. Марко Феррери
  • Чудовища, реж. Дино Ризи
  • Соблазненная и покинутая, реж. Пьетро Джерми
  • Я её хорошо знал, реж. Антонио Пьетранджели
  • Дамы и господа, реж. Пьетро Джерми
  • Врач страховой кассы (в советском прокате «Залог успеха», реж. Луиджи Дзампа)
  • Вопрос чести, реж. Луиджи Дзампа
  • Именем итальянского народа (в советском прокате «Полмиллиарда за алиби», реж. Дино Ризи)
  • Хлеб и шоколад, реж. Франко Брузати
  • Мы так любили друг друга, реж. Этторе Скола
  • Народный роман, реж. Марио Моничелли
  • Мои друзья, реж. Марио Моничелли
  • Отвратительные, грязные, злые, реж. Этторе Скола
  • Новые чудовища, реж. Марио Моничелли
  • Мелкий-мелкий буржуа, реж. Марио Моничелли
  • Комната епископа, реж. Дино Ризи
  • Терраса, реж. Этторе Скола
  • Дорогой папа, реж. Дино Ризи
  • Мои друзья 2, реж. Марио Моничелли
  • Пробка, реж. Луиджи Коменчини