Эскадренные миноносцы типов E и F

09.09.2022

Эскадренные миноносцы типов E и F — типы эскадренных миноносцев, состоявшие на вооружении Королевских ВМС Великобритании в 1930-е годы и в период Второй мировой войны. Пятая и шестая серии британских межвоенных серийных эсминцев (т. н. «стандартные» эсминцы). Два корабля — HMS Exmouth и HMS Faulknor были спроектированы и построены в качестве лидеров флотилий и отличались от серийных единиц усиленным артиллерийским вооружением и несколько большей скоростью. Корабли приняли активное участие в морских операциях Второй мировой войны, в ходе которой погибло 9 эсминцев обоих типов, в том числе один лидер флотилии. Ещё один эсминец (HMS Fury) не восстанавливался после тяжёлых повреждений в результате подрыва на мине. В ходе войны три корабля (HMS Express, HMS Fortune и HMS Foxhound) были переданы КВМФ Канады, один (HMS Echo) — ВМФ Греции и после войны ещё один (HMS Fame) — ВМФ Доминиканской Республики. Оставшиеся в строю КВМФ Великобритании единицы вскоре после окончания боевых действий были выведены из состава флота и проданы на слом.

История создания и особенности конструкции

Эскадренный миноносец HMS Electra

Эскадренные миноносцы типов E и F представляли собой немного видоизмененный вариант предыдущих типов C и D. В частности, была усовершенствована форма корпуса, а также увеличено число котельных отделений, которых стало 3 вместо двух на предыдущих типах. Это положительно отразилось на живучести кораблей.

Строились по программе 1931 года. Начиная с данной программы эсминцы британского флота перестали разделяться на вооружённые преимущественно тральным либо противолодочным вооружением — эсминцы типа Е несли и то и другое.

Также их предполагалось оснастить оборудованием для постановки морских мин, но отсутствие опыта эксплуатации нового привода постановки мин заставило ограничиться оборудованием двух заградителей — HMS Express и HMS Esk. По причине того, что вооружение было расширено, возросло водоизмещение кораблей. Требования к скорости при этом не были снижены. Это и заставило конструкторов применить новые обводы корпуса.

Изменения коснулись и зенитного вооружения новых эсминцев. От 76-мм орудия отказались, но увеличили угол возвышения 120-мм орудий до 40 градусов, при этом во избежания ударов лотка о палубу при откате орудия на предельных углах возвышения была применена оригинальная конструкция палубной артиллерийской установки Mk. XVII:

«Вокруг установки в палубе имелся кольцевой колодец диаметром чуть более 2 м и глубиной примерно 35 см. При стрельбе по надводным целям он закрывался специальными металлическими щитами. При больших углах возвышения щиты снимались, что обеспечивало нормальный откат орудия с естественной балансировкой, устраняя риск удара зарядного лотка о палубу. Эта конструкция впоследствии вызвала ряд критических замечаний из-за своей непрактичности, однако использовалась на эсминцах трех типов, вплоть до типа G»

Кроме того, в состав зенитного вооружения входили также два четырёхствольных 12,7-мм пулемёта, практически бесполезных в условиях существенно возросшей угрозы воздушных атак.

В качестве лидеров флотилий эсминцев типов E и F были спроектированы и построены корабли HMS Exmouth и HMS Faulknor соответственно. В отличие от эсминцев предыдущих серий, в рамках которых лидеры флотилий несущественно отличались от серийных кораблей и были максимально с ними унифицированы, лидеры типов E и F имели усиленное артиллерийское вооружение (пять 120-мм орудий против четырёх на серийных единицах) и могли развивать несколько большую скорость — 36,75 узлов против 36.

По-существу, Exmouth и Faulknor представляли собой улучшенный тип лидера HMS Codrington с увеличенным запасом топлива, большей на 0,5 узла скоростью и лучшей манёвренностью.

Энергетическая установка

Главная энергетическая установка

Главная энергетическая установка включала в себя три трёхколлекторных Адмиралтейских котла с пароперегревателями и два турбозубчатых агрегата Парсонса с одноступенчатыми редукторами. Три турбины (высокого, низкого давления и крейсерского хода) и редуктор составляли турбозубчатый агрегат. Размещение ГЭУ — линейное.

Рабочее давление пара — 300 фунтов на квадратный дюйм (21 кгс/см², 20,4 атм.), температура — 315 °C.

Дальность плавания и скорость хода

Проектная мощность составляла 36 000 л. с., что должно было обеспечить скорость хода (при полной нагрузке) в 31,5 узла, при неполной нагрузке — 35,5 узла.

Запас топлива хранился в топливных танках, вмещавших 470 («Esk» — 480 дл. т)дл. тонн мазута, наличие турбин крейсерского хода обеспечивало дальность плавания 6840 миль 12-узловым ходом, 6350 миль 15-узловым ходом, 4290 (4390) миль 20-узловым. Дальность плавания на полном ходу составляла порядка 1285 миль.

Вооружение

Артиллерия главного калибра

Артиллерия главного калибра состояла из четырёх 120-мм орудий Mark IX с длиной ствола 45 калибров на установках CP XVII. Максимальный угол возвышения 40°, снижения 10°. Масса снаряда 22,7 кг, начальная скорость 807 м/с, максимальная дальность 15 520 м. Орудия обладали скорострельностью 10 — 12 выстрелов в минуту. Боезапас включал в себя 200 выстрелов на ствол.

Зенитное вооружение

Зенитное вооружение первоначально составляли пара счетверённых 12,7-мм пулемёта. Боезапас включал в себя 10 000 патронов на установку.

Торпедное вооружение

Торпедное вооружение включало в себя два 533-мм четырёхтрубных торпедных аппарата Q.R.Mk.VI у типа E и Q.R.Mk.VI* у типа F.

Противолодочное вооружение

Противолодочное вооружение состояло из гидролокатора, бомбосбрасывателя, двух бомбомётов, двадцати глубинных бомб.

Служба и модернизации

Все эсминцы типов E и F приняли участие в боевых действиях Второй мировой войны. С течением времени корабли проходили модернизацию, направленную поначалу в основном на усиление зенитного вооружения. Так, на всех эсминцах, кроме HMS Escort, один четырёхтрубный торпедный аппарат был заменён на 76-мм орудие. Кроме того, устанавливались 20-мм зенитные автоматы, их число варьировало от 1 до 4 на разных единицах. К концу войны уцелевшие корабли выполняли функции эскортных миноносцев с вооружением, состоящим из 3 120-мм орудий, 6 20-мм автоматов, 1 четырёхтрубного 533-мм торпедного аппарата, бомбомёта «Сквид» и 60 глубинных бомб. HMS Express и HMS Esk были переоборудованы в минные заградители и несли по два 120-мм орудия, от 60 до 72 морских мин и не имели торпедного вооружения. Faulknor, в отличие от своего собрата-лидера, доживший до конца войны, нёс три 120-мм орудия, одно 76-мм зенитное орудие, один четырёхствольный «пом-пом», шесть 20-мм автоматов, восемь 533-мм торпедных аппаратов и 38 глубинных бомб. Экипаж возрос до 201 человека.

В ходе боевых действий погибло 9 эсминцев обоих типов, в том числе лидер флотилии — Exmouth. Ещё один эсминец (HMS Fury) не восстанавливался после тяжёлых повреждений в результате подрыва на мине. Три корабля (HMS Express, HMS Fortune и HMS Foxhound) в 1943 — 1944 были переданы КВМФ Канады и переименованы соответственно в HMCS Gatineau, HMCS Saskatchewan и HMCS Qu’Appelle. HMS Echo в 1944 году передан ВМФ Греции и переименован в «Navarinon». Уже после окончания войны, в 1949 году ещё один эсминец (HMS Fame), был передан ВМФ Доминиканской Республики. Оставшиеся в строю КВМФ Великобритании лидер и эсминцы типов E и F вскоре после окончания боевых действий были выведены из состава флота и проданы на слом.

Список эсминцев типа E

Лидер флотилии

Серийные корабли

Список эсминцев типа F

Лидер флотилии

Серийные корабли