Постельс, Фёдор Фёдорович


Фёдор Фёдорович фон Постельс (Theodore de Postels, также встречаются варианты Фридрих Фридрихович фон Постельс и Фридрих Август Постельс, 5 апреля 1873, Санкт-Петербург — 5 мая 1960, Нью-Йорк) — русский и американский архитектор, автор ряда жилых и промышленных зданий, живописец, график, иллюстратор, преподаватель, автор трудов по перспективе, общественный деятель. Яркий представитель петербургского модерна.

Биография

Родился в Санкт-Петербурге в лютеранской семье действительного статского советника, директора Лесного института Фёдора Александровича (Фридриха Христиана Александра фон) Постельса и его жены Анны-Софии-Вильгельмины, урождённой Иверсен. Дед — известный русский учёный Александр Филиппович Постельс.

В 1883—1893 годах учился в гимназии К. Мая. В 1893 году поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, где учился в мастерской профессора архитектуры Л. Н. Бенуа. После окончания Академии Художеств (в 1900 году) вел большую проектно-строительную деятельность в Санкт-Петербурге, Москве и других городах (около сотни зданий, генеральных планов). Состоял архитектором при Обществе поощрения рысистого коннозаводства, Совете детских приютов, заводе К. П. Моргана, Товариществе холодильников «Унион».

Занимался также проектированием интерьеров, каминов. В частности, в настоящее время известны: камин, в 2011 году установленный в вестибюле павильона «Нижняя ванна» (Екатерининский парк Царского Села), монохромная изразцовая печь в «Бывшем доме капеллана» в Порвоо (Финляндия) и изразцовая печь в стиле модерн в доме эмира Бухарского (Каменноостровский проспект, д. № 44Б) в Санкт-Петербурге. Все они изготовлены в 1913 году на Ракколаниокском гончарном заводе.

В 1910 году коллежский асессор Ф. Ф. фон Постельс, а также его жена и дети были признаны в потомственном дворянском достоинстве с правом на внесение в третью часть Дворянской родословной книги (по полученному 27 марта 1877 года отцом Ф. Ф. фон Постельса чину действительного статского советника), а также получили личный герб, внесённый в Общий гербовник (ОГ, XIX, 130).

После революции, в 1918 году семья Постельсов покинула Петроград. Ф. Ф. фон Постельс переехал в Крым, где пытался работать по специальности. Был одним из учредителей Общества по исследованию возможностей развития санаторно-курортных зданий в Крыму и на Кавказе. Затем уехал в Швейцарию, где жила его сестра Магдалина и куда уже переехали его жена и дети. Вскоре всё семейство эмигрировало в США.

С 1920 года Ф. Ф. фон Постельс жил в Нью-Йорке. В первые годы работал художником и иллюстратором проектов зданий в студии Г. Чандлера. Иллюстрировал художественную литературу для нью-йоркских и парижских изданий, участвовал в выставках в Нью-Йорке. В 1923 году открыл собственную студию художественных иллюстраций «Studio of Theodore A. de Postels», которая успешно работала до начала Великой депрессии. При студии существовали архив, библиотека и общедоступный читальный зал. В 1945 году студия вновь открылась и работала до 1954 года.

В 1931—1945 годах преподавал черчение, теорию перспективы, художественный рисунок, архитектурную графику, работал в общественных учреждениях Нью-Йорка в качестве рисовальщика и архитектора-консультанта. В этот период состоялась выставка работ Ф. фон Постельса в зале Архитектурной лиги (1938), также он получил нескольких патентов как изобретатель инструментов для вычерчивания перспективных изображений.

Работы Постельса экспонировались на выставках, публиковались в архитектурных журналах, в энциклопедии «Britannica» (раздел «Архитектурное представление»). Также он подготовил альбомы с образцами собственной архитектурной графики, репродукциями художественных работ («Синий альбом» для Русского культурно-исторического музея в Збраславе, 1936; «Зеленый альбом» для Общества охранения русских культурных ценностей в Париже, конец 1940-х; «Белый альбом» для Музея-архива русской культуры при Русском центре в Сан-Франциско).

Составитель руководства по черчению букв и надписей «Architectural and Engineering Lettering» и руководства «Основы перспективы» («Fundamentals of Perspective»), которое выдержало три переиздания и было переведено на несколько языков. Член Объединения русских архитекторов в Праге. Деятельный участник общественной и культурной жизни Русского Зарубежья. Много лет возглавлял II отделение Союза ревнителей памяти императора Николая II, был почетным членом правления и представителем в США Общества охранения русских культурных ценностей, которое организовал в Париже в 1946 году Д. П. Рябушинский. Член объединения «Американский институт архитекторов».

Умер 5 мая 1960 года в Нью-Йорке.

Жена — Мелани Елена Вильгельмина (Мелания Иосифовна) де (фон) Постельс, урожд. Тромберг. Дети: Елена (Эллен Магдалина) (1902 — ?), Герберт Оскар Александр (?), Роберт Николай Ганс (1909 — 6 января 1964), Леопольд Георгий Сидней Фридрих (1910 — ?). Роберт де Постельс получил известность в США в качестве художника и иллюстратора.

Постройки в Санкт-Петербурге

Труды

  • Theodore de Postels. Fundamentals of Perspective. Publisher: Reinhold; Chapman & Hall; (1942) 2nd enlarged ed edition (1951) ASIN B0000CHXA3