Линейные корабли типа «Айрон Дюк»


Тип «Айрон Дюк» (англ. Iron Duke) — серия британских линейных кораблей, дальнейшее развитие линейных кораблей типа «Кинг Джордж V» (полное водоизмещение увеличено на 4000 тонн). Тип «Айрон Дюк» был спроектирован в рамках кораблестроительной программы 1911 года. Усреднённая стоимость 1 линкора составляла 2 000 000 фунтов стерлингов. Всего в рамках программы в 1912—1913 годах было построено четыре корабля этого типа.

История разработки

В бюджете Великобритании на 1911 год была запланирована закладка четырёх линейных кораблей и одного линейного крейсера. Линейные корабли программы 1911 года стали дальнейшим развитием типа «Орион». Основным камнем преткновения в новом проекте стал выбор калибра противоминной артиллерии.

Ещё 27 июня 1909 года в своем письме на имя главного конструктора Уотса адмирал Марк Керр, идеолог отражения ночных атак миноносцев, настаивал на принятии на вооружение 152-мм орудий. Он писал, что флот Германии предполагает использовать во всех морских сражениях миноносцы, даже в плохую погоду. Несмотря на то, что единого мнения по поводу выбора 152-мм орудий вместо 102-мм не было, большинство склонялось к мнению, что всплески от 152-мм снарядов значительно затруднят противнику наведение, а осколки могут повредить их телескопические визиры. Использование шрапнельных снарядов в ночном сражении позволит не отвлекать на вражеские миноносцы орудий главного калибра. Результаты своих наблюдений и размышлений Керр сводил к следующему:

1) Необходимо устанавливать на корабле 152-мм противоминную батарею; 2) Она должна занимать как можно меньше места; 3) Она не должна мешать орудиям главного калибра вести огонь по основной цели; 4) При отражении ночных атак следует использовать шрапнельные снаряды; 5) Отмечалось, что веса снятых 102-мм орудий должно хватить для установки 152-мм.

Среди проектов линкоров 1911 года был один или два с 102-мм орудиями и остальные с 152-мм орудиями. Начальник Управления военного кораблестроения Филип Уоттс, так же, как и его шеф — адмирал Фишер, являлся последовательным противником установки 152-мм орудий. И поэтому он отстаивал вооружение из 102-мм орудий. Но после ухода Фишера обстоятельства поменялись не в его пользу. И когда Первый лорд адмиралтейства, адмирал Мак Кенна запросил установку на новых линкорах 152-мм орудий, Уоттс вынужден был согласиться на это.

Все корабли программы 1911 года — четыре линкора типа «Айрон Дюк» и линейный крейсер «Тайгер» получили на вооружение 152-мм орудия. Строительство каждого супердредноута должно было обойтись казне в 2 млн фунтов стерлингов.

Конструкция

Линейные корабли типа «Айрон Дюк» . Схема.

Линкоры типа «Айрон Дюк», так же, как и линкоры предыдущего типа «Кинг Джордж V», имели вооружение из десяти 343-мм орудий, размещенных по линейно-возвышенной схеме в пяти двухорудийных башнях. Основными отличиями от предыдущего типа явились следующие:

  • 1) Нормальное водоизмещение увеличилось на 2000 т при увеличении длины корпуса на 7,6—7,9 м и проектной осадки на 0,15 м;
  • 2) 16 102-мм орудий заменены на 12 152-мм;
  • 3) Количество торпедных аппаратов увеличено с трех до четырёх;
  • 4) Перераспределено и несколько расширено бронирование борта и палуб, каземат противоминной артиллерии получил защиту 152-мм плитами, вместо 89-мм;
  • 5) Проектная скорость снижена на 0,5 узла;
  • 6) Увеличены объём топлива и радиус действия.

При полном водоизмещении корабли имели заметный дифферент на нос (посадка свиньёй) 0,46 м, но из-за более длинного полубака это не сильно ухудшило мореходность.

Корпус

Корпус корабля имел полубак, занимавший чуть более половины длины корпуса. Обводы несколько улучшили, а высота надводной части борта была чуть меньше, чем у «Кинг Джордж V». Корпус был разделен водонепроницаемыми переборками на 24 основных отсека. Корпус клепаный, со смешанным типом силовых связей. Двойное дно простиралось на 75 % длины корабля.

Дополнительную длину использовали на увеличение полубака и кормовой оконечности, тем самым повысив мореходность.

Проектная метацентрическая высота составляла 1,524 м. Фактически при нормальном водоизмещении метацентрическая высота была 1,494 м, а при полном — 1,83 м. Противоминные 152-мм орудия были сведены в два каземата. В районе носовой надстройки на уровне верхней палубы располагался каземат с 5 орудиями по каждому борту. Над ним на палубе полубака располагались ещё по одному орудию на каждый борт. Как и на предыдущих типах, орудия, расположенные на верхней палубе, на полном ходу и особенно в свежую погоду заливались. Это приводило к снижению эффективности их использования. Положение было улучшено установкой двойных каучуковых прокладок на двери и амбразуры и установкой системы централизованного управления огнём противоминных орудий. Система фирмы «Виккерс» была укомплектована приборами «следи за стрелкой» (follow the pointer). Это позволяло осуществлять наводку с поста управления, расположенного на крыльях верхнего мостика, без использования наводчика. При таком способе управления забрызгивание каземата не мешало процессу наведения.

Силовая установка

Главная энергетическая установка включала в себя 2 комплекта турбин Парсонса, работавших на 4 вала, и 18 водотрубных котлов Бабкок («Айрон Дюк» и «Бенбоу») или Ярроу («Мальборо» и «Имперор оф Индия»), размещённых в трёх котельных отделениях (по 6 котлов в каждом). Каждый котёл был оборудован тремя форсунками, распылявшими нефть непосредственно на горящий уголь.

Турбины высокого давления переднего и заднего хода, размещённые в крайних бортовых отсеках машинного отделения, вращали наружные валы (1-й и 4-й), турбины низкого давления переднего и заднего хода были заключены в едином корпусе и вращали внутренние валы (2-й и 3-й). Все турбины были реактивного типа.

Проектная мощность турбин оценивалась в 29 000 л. с.

Турбины Парсонса для «Айрон Дюка» построены фирмой «Лэйрдс», для «Мальборо» — «Хауторн», для «Бенбоу» — «Беардмор», для «Имперор оф Индия» — фирмой «Ярроу».

Запас топлива: 3250 дл. тонн (3302 т) угля; нефти 1050 дл. тонн (1067 т).

Бронирование

Вертикальное бронирование борта кораблей типа «Айрон Дюк» состояло из верхнего (203 мм) и главного (305 мм нижнего и 229 мм верхнего) броневых поясов и прикрывало борт корабля по высоте от уровня верхней палубы на 1,36 м ниже ватерлинии при нормальном водоизмещении. Броневые плиты были разной толщины и изготавливались из цементированной брони Круппа.

Главный броневой пояс имел протяженность 109,7 м и покрывал 58 % длины корпуса на участке расположения главных жизненных частей корабля (энергетической установки, снарядных и пороховых погребов, постов управления). Он подразделялся по высоте на два отдельных пояса — ватерлиния была защищена 305-мм плитами до уровня средней палубы (нижняя часть главного броневого пояса), а выше средней палубы до уровня главной палубы толщина плит составляла 229 мм. Вертикальные стенки всех башен главного калибра имели толщину 279 мм. Крыша имела толщину 102 мм. Броневой настил пола имел толщину 76 мм.

Вооружение

Артиллерия главного калибра

Десять 13,5" морских орудий Mark V фирмы «Виккерс», размещённых в пяти двухорудийных башнях фирмы «Армстронг». Башни были размещены по линейной схеме с возвышением «B» и «X». Башни обозначались из носа в корму «A», «B», «Q», «X» и «Y».

Общий боекомплект 1000 снарядов всех типов (фугасных, бронебойных, полубронебойных, шрапнельных) или по 100 снарядов на ствол.

Противоминная артиллерия

Двенадцать казематных 152-мм орудий образца MK.VII раздельного заряжания с длиной канала ствола 45 калибров (6840 мм) (англ. 6"/45 BL Mk.VII), побортно в районе носовой надстройки. Размещение приборов управления огнём противоминной артиллерии давало возможность наводить орудия, даже если их наводчикам мешали брызги и дым.

Зенитное вооружение

В 1915 году в кормовой части установили два 45-калиберных 76-мм зенитных орудия образца QF Mk. I (англ. QF 3 inch 20 cwt) с боекомплектом по 150 выстрелов на ствол, однако ввиду отсутствия на корабле прибора управления зенитным огнём эти орудия были практически бесполезны в борьбе с самолётами и годились разве что для противодействия сравнительно тихоходным «цеппелинам».

В 1918 году установили дальномеры с базой 5,03 м для определения расстояния до воздушных целей.

Торпедное вооружение

Четыре 533-мм торпедных аппарата:

  • 2 носовых, расположенных ниже ватерлинии (по одному на каждый борт) в районе шпилей;
  • 2 кормовых (по одному на каждый борт) на уровне траверза барбета орудийной башни «Y».

Общий боезапас составлял 20 торпед образца Mk.I и Мк. II, позже — образца Мк. IV.

Авиационное вооружение

В 1918 году на всех линейных кораблях типа «Айрон Дюк» на крышах орудийных башен «B» и «Q» установили взлётные платформы для колёсных самолётов-бипланов «Sopwith Camel» (или «Sopwith Pup»). Самолёты предназначались для ведения воздушной разведки и корректировки стрельбы.

В 1919 году на всех линейных кораблях взлетные направляющие с авиационных платформ сняли, хотя сами платформы на башнях оставили.

История серии

Все корабли этого типа активно применялись в годы Первой мировой войны. В соответствии с решениями Лондонской морской конференции 1930 года 3 из 4 кораблей (кроме головного) были сняты с вооружения в 1931—1932 годах.

Головной «Айрон Дюк» сдан на слом в марте 1946 года.

Представители

Оценка проекта

Линейные корабли типа «Айрон Дюк» обладали хорошими маневренными качествами и были легки в управлении.

В целом этот тип линкоров оказался весьма эффективным.

Эти корабли были более устойчивыми орудийными платформами, чем «Кинг Джордж V», потому что из-за удлинённого полубака вода не заливала палубы, но в полном грузу были склонны к зарыванию носом в штормовом море. Как и на кораблях других типов, вести огонь из орудийных башен «Q» и «Y» было затруднительно в плохую погоду, так как орудийные расчёты заливались водой. Хотя противоминная батарея подвергалась заливанию водой только на самом полном ходу и в сильную встречную волну, это считалось недостатком. Положение окончательно исправилось после установки двойных каучуковых прокладок на дверцы и края амбразур.

Примечания к таблице

  • ↑ Для британских и американских кораблей в источниках водоизмещение даётся в длинных тоннах, поэтому оно пересчитано в метрические тонны