Якуты


Якуты (самоназвание — якут. саха, мн. ч. сахалар) — тюркский народ, коренное население Якутии. Якутский язык принадлежит к тюркской группе языков. По результатам Всероссийской переписи населения 2010 года в России проживало 478,1 тысячи якутов, главным образом, в Якутии (466,5 тысячи), а также в Иркутской, Магаданской областях, Хабаровском и Красноярском краях. Якуты являются преобладающим (49,9 % населения) народом в Якутии и самым крупным из коренных народов Сибири в границах РФ.

Самоназвание

Самоназвание также саха, мн. сахалар. Существует также старинное самоназвание уранхай (также пишется ураанхай, ураангхай; якут. урааҥхай), ныне используемое в песнях, торжественной речи и Олонхо. Распространение самоназвания ураангхай, созвучного с этнонимом урянхай, возможно, объясняется фольклорными взаимосвязями тюркских и монгольских народов.

История и происхождение

Согласно распространённой гипотезе, предками современных якутов является кочевое племя курыканов, хуннского происхождения, жившее до XIV века в Забайкалье. В свою очередь, курыканы пришли в район озера Байкал с реки Енисей из Красноярско-Минусинского региона.

Большинство учёных полагает, что к XV веку якуты несколькими волнами мигрировали из области озера Байкал в бассейн Лены, Алдана и Вилюя, где они частично ассимилировали, а частично вытеснили эвенков (тунгусов) и юкагиров (одулов), живших здесь ранее.

Якуты традиционно занимались скотоводством (якутская корова), получив уникальный опыт разведения крупного рогатого скота в условиях резко континентального климата в северных широтах, коневодством (якутская лошадь), рыбной ловлей, охотой, развивали торговлю, кузнечное и военное дело.

Согласно якутским легендам, предки якутов сплавлялись вниз по Лене на плотах со скотом, домашним скарбом и людьми, пока не обнаружили долину Туймаада — пригодную для разведения крупного рогатого скота. Сейчас на этом месте находится современный Якутск. Согласно тем же легендам возглавляли прародителей якутов два предводителя Эллэй Боотур и Омогой Баай.

По археологическим и этнографическим данным, якуты сформировались в результате поглощения южными тюркоязычными переселенцами местных племен среднего течения Лены. Предполагают, что последняя волна южных предков якутов проникла на Среднюю Лену в XIV—XV веках. В расовом отношении якуты принадлежат к центральноазиатскому антропологическому типу североазиатской расы. По сравнению с другими тюркоязычными народами Сибири, они характеризуются наиболее сильным проявлением монголоидного комплекса, окончательное оформление которого происходило в середине второго тысячелетия нашей эры уже на Лене.

Около 94 % якутов генетически относятся к Y-хромосомной гаплогруппе N1a1-Tat (субклад N1a1a1a1a4-M2019>N-M1993). Общий предок всех якутских N1a1 жил 1300 лет назад. Также имеют определённое распространение Y-хромосомные гаплогруппы R1a и C. Исследовав 58 мумифицированных останков из захоронений якутов (от XV до XIX века), учёные выявили Y-хромосомную гаплогруппу N1a1-Tat у 8 из 13 образцов (61 %). Также были выявлены высокие частоты митохондриальных гаплогрупп C и D. Из 21 образца древней якутской популяции (XVII—XIX вв.) 17 принадлежали к Y-хромосомной гаплогруппе N1a1-M46, 1 — к Y-хромосомной гаплогруппе N1a2-CTS6380, 1 — к Y-хромосомной гаплогруппе C2-M217, 1 — к Y-хромосомной гаплогруппе C2b1a1b1-F3985. 1 образец не был надежно аффилирован.

Предполагается, что некоторые группы якутов, например, оленеводы северо-запада, возникли сравнительно недавно в результате смешения отдельных групп эвенков с якутами, выходцами из центральных районов Якутии. В процессе переселения в Восточную Сибирь, якуты освоили бассейны северных рек Анабара, Оленька, Яны, Индигирки и Колымы. Якуты модифицировали оленеводство тунгусов, создали тунгусо-якутский тип упряжного оленеводства.

Сосуществование кочевников-якутов с другими народами не всегда носило мирный характер: так, легендарный хангаласский тойон XVI века Баджей был убит восставшими против него эвенками (тунгусами). Его знаменитый внук тойон Тыгын небезуспешно пытался объединить якутские племена в 1620-х годах, однако, в конечном итоге, вынужден был подчиниться русским.

Некоторые историки считают, что объединительная деятельность Тыгына Дархана была вызвана переходом якутских племен к раннеклассовому обществу и возникшими тогда предпосылками к появлению у них протогосударства. Другие обращают внимание на слишком жёсткие методы в его политике, которые не приводили к подчинению других родов, а напротив — отталкивали даже некоторых сподвижников, способствуя децентрализации.

Включение якутов в состав Русского государства в 1620—1630-е годы ускорило их социально-экономическое и культурное развитие. В XVII—XIX веках главным занятием якутов было скотоводство (разведение рогатого скота и лошадей), со второй половины XIX века значительная часть стала заниматься земледелием; охота и рыболовство играли подсобную роль. Основным типом жилища был бревенчатый балаган, летним — разборная ураса. Одежду шили из шкур и меха. Во второй половине XVIII века большая часть якутов была обращена в христианство, однако сохранялись и традиционные верования.

Под русским влиянием среди якутов распространилась христианская ономастика, почти полностью вытеснив дохристианские якутские имена. В настоящее время якуты носят как имена греческого и латинского происхождения (христианские), так и якутские имена.

Этнические связи с тюрко-монгольскими народами

Согласно В. Н. Харькову, этногенез якутов, в целом, завершился к началу XVI в. на территории Средней Лены в результате поглощения южными тюркоязычными переселенцами (предположительно из Прибайкалья) автохтонных племён. Переселенцы имели, вероятно, смешанное тюркско-монгольское происхождение.

Формирование якутского народа, по мнению А. Н. Алексеева, было результатом взаимодействия нескольких разнородных этнических групп: палеоазиатских (протоюкагирских) и пришлых тунгусских и тюрко-монгольских групп.

В историографии изучения происхождения якутов существуют разные версии, возводящие корни народа саха к тем или иным тюрко-монгольским народам. Н. Н. Козьмина можно считать основателем гипотезы о курыканском происхождении саха. По его мнению, предки якутов прожили около Байкала до начала XIV в., когда с востока из-за Байкала проникли буряты и вытеснили их на север, на Лену.

Г. В. Ксенофонтов считал, что сначала происходило переселение на Вилюй уранхайцев (оронкон-ураныкааны), представляющих собой потомков отуреченных тунгусских племён и гуннов с примесью монголов и тюрок. Вторыми на Вилюй переселились в VII—VIII вв. скотоводы «гулигань» или «уч-курыкан». Народ «саха» уйгурского происхождения — предки саха Центральной Якутии, переселились на Лену из Прибайкалья в IX—XII вв.

Н. Ф. Остолопов, Н. С. Щукин, Н. А. Костров, П. Кларк, И. Майдель, Н. А. Аристов предками саха считали сагайцев, этническую группу хакасов. Эта гипотеза была основана на сходстве этнонимов саха и сагай. Н. А. Костров указывал на возможность происхождения саха от сагайцев. Н. А. Аристов отождествлял саха с сагайцами, считая сагайцев остатком саха.

В. В. Радлов — основатель версии, относящей саха к монголоязычным народам, подвергшимся тюркизации. По В. В. Радлову, самоназвание «саха-ураанхай» имело смысл как «пограничные уранхай». В. Ф. Трощанский выводил предков саха от лесных урянхайцев, упоминавшихся в источниках XIII в. среди «лесных народов». В. В. Радлов считал лесных урянхайцев народом «неизвестного языка», подвергшимся омонголению, потом отуречиванию. Г. В. Ксенофонтов связывал якутских ураанхайцев с территорией Маньчжурии.

Н. Ф. Остолопов этнический состав саха разделил на три поколения, по именам легендарных прародителей — Омогоя (батулинское), Эллэя (кангаласское) и Хоро (бурятское). Первые исследователи якутской этнографии XVII в. обратили внимание на особую близость саха с бурятами, с которыми, по их мнению, они составляли один народ. Н. Витсен указывал на сходство бурятского и якутского языков. Потомков Омогоя принято связывать с монгольским компонентом в составе саха. Фольклорные источники связывают Омогоя с народом «бырааскай» (бурятами).

В составе якутов обнаруживаются многочисленные хоролоры, отождествляемые с бурятскими хоринцами. Н. Ф. Остолопов утверждал о прибытии из-за Байкала хоринцев, принявших участие в этногенезе народа саха. В материалах участников экспедиции И. И. Биллингса есть сведения о том, что к племени Омогоя присоединились бурят-хоринцы. В свою очередь Б. Р. Зориктуев высказывался против выведения представителей родов хоро от хори. Остатки одежды хоролоров оказались более близки к тунгусской, чем хоринских бурят. Кроме этого хоро и хори имеют разных тотемных прародителей. Так, тотемом людей хоро выступает ворон, у хори — лебедь.

Как пишет В. В. Ушницкий, «при изучении древних фольклорных источников складывается впечатление», что хоро и боотулу могли быть древними племенами, из которых и произошел народ саха. В XX в. утвердилось отождествление носителей этнонимов хори и хоро со средневековыми курыканами. Боотулу отождествляются с батулинцами. Под именем батулинцы были известны батлай в составе булагатов, батанай в составе хори.

П. А. Ойунский развивал гипотезу о связи саха с кереитским племенем — сахаэт (сакаит). Возможно, самоназвание якутов «саха» генетически восходит к имени «сакаит». B. С. Николаев отождествлял этнических предков саха с туматами. Согласно А. М. Малолетко, этногенез саха связан с проникновением с Амура представителей гуннского племени тоба. За время изучения этногенеза саха выдвигались гипотезы также о меркитском происхождении.

А. П. Окладников сделал вывод о том, что саха и булагаты некогда составляли единое племя, разделившееся на две половины. Археолог приводит антропологические, лингвистические материалы, согласно которым предки саха в Прибайкалье, проживая вместе с бурятами, испытывали взаимное влияние. Он пишет о преобладании монгольских слов в якутских терминах оседлого скотоводства и тюркского происхождения — в социальной и общественно-политической сферах жизни саха.

Б. О. Долгих предками саха считал бурятское племя эхиритов. Этническим ядром саха он считал кангаласцев, связывая их с эхиритским родом хэнгелдур. А. И. Гоголев, в свою очередь, связывал кангаласцев с племенем канглы. К эхиритскому пласту в якутской среде относится род игидэй.

Г. В. Ксенофонтов уделял особое внимание племенам хори-тумат, ойрат, баргут. В составе саха значительное место занимают борогонцы и байагантайцы, отождествляемые со средневековыми племенами баргутов и баегу (байырку), упоминаемых в Байкальском регионе.

Согласно В. В. Ушницкому, кангаласцы — этническое ядро саха были частью объединения татар. В якутском фольклоре в качестве предков саха упоминаются «татаары», а отцом Эллэя выступает Татаар-тайма. В именах первопредков и прародины саха, в фольклоре фигурируют имена многих средневековых племён Байкала — туматы, урянхай, татар, байагу, хори, монгол, батулинцы. Баягантайский род в составе якутов отождествляется с монгольским племенем байаут, бeтюнский — с буртэ-чиносцами, которые считаются потомками жужаней, род кокуй (коукуй) — с родом хухуйт.

Культура и быт

В традиционном хозяйстве и материальной культуре якутов много черт, сходных с культурой скотоводов Центральной Азии. На Средней Лене сложилась модель хозяйства якутов, сочетающая скотоводство и экстенсивные виды промыслов (рыболовство и охота) и их материальная культура, адаптированная к климату Восточной Сибири. В частности можно отметить уникальные породы якутских коров и якутских лошадей отлично приспособленных к жизни в суровых климатических условиях. На севере Якутии также распространён самобытный тип упряжного оленеводства.

Жилищем являлся бревенчатый балаган (якут. балаҕан; якутская юрта) и ураса (якут. ураhа), покрытая берестой. С XX в. якуты стали строить избы.

В древности коренные народы севера Якутии (в том числе и якуты) вывели породу собак, которая получила название «Якутская лайка». Также распространена придворовая порода крупных якутских собак, отличающихся своей неприхотливостью.

Передаваемый из поколение в поколение сказителями древний эпос Олонхо (якут. Олоҥхо) включён в список Всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО.

Народные певцы якутов использовали горловое пение.

Из музыкальных инструментов наиболее известен хомус — якутский вариант варгана и струнно-смычковый инструмент кылыһах (кырыымпа). Помимо этого, у якутов бытовал и ряд других, ныне забытых струнных инструментов.. Самобытным культурным феноменом является т. н. якутский нож.

Религия

Якутка в традиционном облачении

До прихода русских среди якутов было распространено тенгрианство. Хотя, в якутской мифологии и нет отдельного божества, которое носило бы имя Таҥара (Тенгри), а само слово, скорее, тождественно понятию "бог" в принципе, употребляясь во множественном числе (таҥаралар), якутские религиозные представления принято считать разновидностью Тенгрианства (понятие, включающее в себя все разнообразие тюрко-монгольских религиозных представлений, имеющих множество схожих черт и общий корень) Якуты считали себя потомками божеств Айыы, во главе которых стоит солярный бог Үруҥ Аар Тойон. В тенгрианских представлениях есть три мира: верхний, срединный и нижний миры, которые соединены гигантским древом Аал Кудук Мас. В верхнем мире живут Айыы (божества), в срединном — люди и иччи (духи природы), в нижнем — абааһы (демоны). Обязательный обряд — благословение айыы, при торжественных случаях или по прибытии в новое (незнакомое) место. Почитаются священные места, горы, деревья, реки, которые имеют своих иччи. Благословения (алгыс) являются для якутов своего рода молитвой, где обычно просится защита, покровительство и удача у Айыы.

Якуты каждый год празднуют «Ысыах», день воспевания божеств и духов всех трех миров. Ысыах праздновали в день летнего солнцестояния, 21 июня (в прошлом, сейчас празднуют в удобное время во второй половине июня), когда проходит обряд встречи солнца. Солнце для якутов отождествлялось с оком Үрүҥ Аар Тойона или же представлялось его персонификацией. А своей матерью-кормилицей якуты считали землю (иччи срединного мира Аан Алахчын Хотун), и также одабривали её алгысами и подношениями (в наше время преимущественно оладьями).

Также якуты верят, что у каждого человека есть душа (кут). По представлениям якутов кут состоит из 3-х частей: Ийэ-кут (материнская душа) — то что передается от родителей. Буор-кут (земляная душа) — материальная часть, физическое тело. Салгын-кут (воздушная душа) — интеллект, разум.

В прошлом у якутов существовал также Обряд воздушного погребения.

Традиционная якутская религия Айыы, официально зарегистрирована в управлении министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) 10 января 2012 года в управлении министерства юстиции РФ по РС(Я).

В во второй половине XVIII века произошла массовая христианизация коренных жителей Ленского края — не только якутов, но и эвенков, эвенов, юкагиров, чукчей, долган. С деятельностью православного духовенства связаны развитие народного образования и просвещения народов Якутии, появление литературы на национальных языках, углубление процессов межэтнических взаимодействий.

Расселение

По результатам переписи 2010 в России проживало 478 тысяч якутов, в конце 2014 года их численность превысила 500 тысяч. Являются наиболее многочисленным народом в Якутии. Часть якутов проживает в Казахстане — 415 (2009), на Украине — 304 (2001), в Белоруссии — 52 (2009), Киргизии — 35 (2009), Латвии — 28 (2011), Эстонии — 15 (2011) и других странах бывшего СССР.

Сахаляры

Сахаляр (якут. бааhынай) — метис, потомок от смешанного брака якута/якутки и представителя/представительницы европеоидной расы (русских и др.). Слово не следует путать с сахалар — множественным числом от самоназвания якутов, саха.

Якуты в филателии

В 1933 году в СССР была выпущена этнографическая серия почтовых марок «Народы СССР». Среди них была марка, посвящённая якутам.