Совместное предприятие


Совместное предприятие (СП) — форма участия страны в международном разделении труда путём создания предприятия (юридического лица) на основе совместно внесённой собственности участниками из разных стран, совместного управления, совместного распределения прибыли и рисков. Является формой совместного предпринимательства в сфере международных экономических отношений .

История

Термин стал популярен в СССР в конце 1980-х годов в ходе экономической реформы, одним из направлений которой было предоставление большей самостоятельности предприятиям, организациям, фирмам, органам управления.

Принципиально вопрос о возможности создания СП был решён в постановлениях ЦК КПСС Совета Министров СССР от 19 августа 1986 года № 991 «О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями» и № 992 «О мерах по совершенствованию управления экономическим и научно-техническим сотрудничеством с социалистическими странами». Позднее более подробно вопросы создания и деятельности совместных предприятий на территории СССР были определены в указе Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 года «О вопросах, связанных с созданием на территории СССР и деятельностью совместных предприятий, международных объединений и организаций с участием советских и иностранных организаций, фирм и органов управления», а также в постановлениях Совета Министров СССР от 13 января 1987 года № 48 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран-членов СЭВ» и № 49 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран».

По мере развития экономических процессов в СССР и на постсоветском экономическом пространстве, с принятием новых законодательных актов на смену термину «совместное предприятие» пришёл другой термин «предприятие с иностранными инвестициями» (ПИИ), что нашло своё отражение в законе РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Цели создания совместного предприятия

  • Более полное насыщение рынка страны-места нахождения СП товарами, услугами, являющимися предметом деятельности совместного предприятия.
  • Привлечение в страну передовых технологий, управленческого опыта, дополнительных материальных и финансовых ресурсов.
  • Расширение экспортной базы
  • Сокращение импорта за счёт выпуска импортозамещающей продукции
  • Расширение рынков сбыта
  • Оптимизация налогообложения.
  • Другие цели и задачи участников совместного предприятия и страны — места нахождения СП.
  • Последовательность этапов по созданию совместного предприятия

  • Определение целей создания совместного предприятия.
  • Анализ показателей потенциального совместного предприятия: затраты, прибыль, рентабельность, окупаемость вложений и др.
  • Поиск и выбор иностранного партнёра или партнёров.
  • Подготовка и подписание протокола о намерениях.
  • Разработка технико-экономического обоснования создания СП.
  • Подготовка проектов учредительных документов.
  • Согласование предложений о создании совместного предприятия в органах государственной власти, если это необходимо по законодательству страны-местонахождения будущего СП.
  • Подписание учредительных документов о создании совместного предприятия
  • Регистрация совместного предприятия в соответствии с законодательством страны-места нахождения СП.
  • Опыт создания совместных предприятий

    Одним из примеров успешного СП можно привести советско-западно-германское СП КОМПАН, производившее в конце 1980-х — начале 1990-х под эгидой Академии Наук СССР одноимённые персональные компьютеры. В самой ФРГ эти компьютеры не применялись из-за наличия в производстве собственных моделей ПЭВМ.