176 км (Хийтола — Сортавала)


Хауккаваара (фин. Haukkavaara) — остановочный пункт и бывший железнодорожный разъезд на 175,1 км перегона Хийтола — Алхо линии Кушелевка — Сортавала.

Общие сведения

Остановочный пункт расположен в посёлке Хауккаваара Хийтольского сельского поселения Лахденпохском района Республики Карелия. Находится непосредственно на переезде с грунтовой автодорогой 86К-116 сообщением Хийтола — Алхо на месте бывшего финского разъезда Haukkavaara. Предназначен исключительно для пригородных поездов.

Современное состояние

По состоянию на 2019 год на остановочном пункте зал ожидания, пассажирский павильон и таблички с указанием названия платформы, а также билетная касса, отсутствуют. На столбе освещения переезда закреплена информационная табличка с расписанием поездов по остановочному пункту. Проездные билеты приобретаются у кондуктора. В качестве посадочной платформы непосредственно у переезда уложены девять деревянных шпал (три в длину и три в ширину). Прочая инфраструктура на остановочном пункте отсутствует.

Пригородное и пассажирское сообщение

Пригородное движение по остановочному пункту осуществляется двумя парами поездов Кузнечное — Сортавала — Кузнечное.

История

Узкоколейная железная дорога Хауккаваара — Пеконлахти на карте 1924 года.

Участок Антреа — Сортавала был открыт 01 ноября 1893 года. Решение о строительстве железной дороги Выборга — до Йоэнсуу было принято в 1888 году. Работы по строительству были начаты в 1890 году. На сооружении дороги в 1892 году работало 6000 человек. Разъезд Haukkavaara был открыт 15 декабря 1898 года. Целью открытия нового раздельно пункта было связать с железной дорогой промышленные предприятия, находившиеся в конце 19-го века на берегу Ладожского озера, в частности, Пеконлахтинская лесопилка (фин. Pekolahden saha). Для этого была построена узкоколейная железная дорога Хауккаваара — Пеконлахти длиной чуть более семи километров и шириной 750 мм, шедшая от нового разъезда до залива Пеконлахти (фин. Pekonlahti)61°13′11″ с. ш. 29°48′32″ в. д., по которой транспортировался лес для распиловки на лесопилку. Производственные мощности в Пеконлахти позволяли обеспечить занятость многочисленных рабочих. Тем не менее, в 1920-х годах лесопилка постепенно снижала производство и полностью прекратила свою деятельность в 1927 году.

Железнодорожный переезд

Во время существования разъезда и в ранние советские времена железнодорожный переезд находился в северной горловине разъезда, на современном 175,9 км. Угол грунтовой дороги, образующей железнодорожный переезд, и железнодорожного пути составлял 30°, что противоречило одному из главных требований, предъявляемых к железнодорожным переездам. По этой причине он был перенесён на 400 м южнее.