Эккехард из Ауры


Эккехард из Ауры (лат. Ekkehardus Uraugiensis, нем. Ekkehard von Aura; около 1050 — около 20 февраля 1125) — средневековый хронист, немецкий монах-бенедиктинец, аббат монастыря Св. Лаврентия в Ауре, в Вюрцбургском диоцезе. Автор «Всеобщей хроники» и возможный автор «Вюрцбургской хроники», важных сочинений по истории Священной Римской империи и Первого крестового похода. Последовательный сторонник папства в его борьбе с германскими императорами.

Биография

Выходец из Верхней Германии, он, возможно, происходил из старинной рыцарской семьи (нем. edelfrei), служившей знатному баварскому роду Арибонидов. В документах впервые упоминается под 1100 годом в качестве каноника и магистра в Вормсе. Утверждения историков XIX века о том, что он подвизался в бенедиктинском аббатстве Корвей, в настоящее время пересмотрены, хотя полностью не опровергнуты. Около 1101 года, по словам его биографа Тритемия, собирался вступить в монастырь в Хиршау, но отказался от этого намерения, отправившись в Святую землю. В августе-сентябре 1101 года побывал в Палестине, а в 1102 году в Риме.

В 1103-1105 годах жил в аббатстве Св. Михаила на горе Михельсберг в Бамберге, активно пользуясь местной библиотекой. В мае 1105 года присутствовал на соборе в Нордхаузене. В феврале 1106 года ездил в Италию с епископом Оттоном Бамбергским, в октябре 1106 года участвовал в соборе в Гвасталле. Стал первым настоятелем монастыря Святого Лаврентия в Ауре, основанном в 1108 году епископом Оттоном и освящённым в 1113 году.

Пользовался расположением и поддержкой со стороны императора Генриха V, но под конец жизни изменил своё мнение о нём в худшую сторону, сделавшись убеждённым сторонником папства. В 1117 году готовился совершить новое паломничество в Иерусалим, но отправился ли туда, неясно.

Умер в своей обители не позже 1129 года, возможно, 20 февраля 1125 года.

Сочинения

Работу над своей «Всемирной хроникой» (лат. Chronicon Universale) Эккехард начал ещё до 1100 года, собирая документы и материалы, но закончил её, вероятно, незадолго до своей смерти. Исследователи выделяют три редакции хроники: первую, законченную около 1111 года, вторую, относящуюся к 1116 году и третью, завершённую в 1125 году.

Основным источником для неё послужило одноимённое сочинение приора монастыря Св. Михаила в Бамберге Фрутольфа из Михельсберга, дополненное сообщениями за 1117-1125 годы. Помимо Фрутольфа, Эккехард пользовался такими источниками, как «Церковная история» Евсевия Кесарийского в переводе и с продолжением Руфина Аквилейского, «Хроника» Иеронима Стридонского, «Сокращение хроник» Проспера Аквитанского, «История против язычников» Павла Орозия, «Гетика» Иордана, «Хроника Фредегара», «Церковная история англов» Беды Достопочтенного, «История лангобардов» Павла Диакона, «Лоршские анналы», «Описание Земли» Дикуила. Анализ его сочинений выдаёт также знакомство с трудами Саллюстия, Вергилия, Тита Ливия, Иосифа Флавия, Плиния Старшего, Тертуллиана, Марциана Капеллы, Аврелия Августина, Боэция, Григория Великого и др.

Хроника является одним из главных источников по истории Германии в период 1080-1125 годов. Она подразделяется на пять книг: первая содержит историю древности от Сотворения мира до строительства города Рима (753 г. до н. э.); вторая доводит изложение до Рождества Христова; третья содержит сообщения до времён Карла Великого (800 г.); четвертая — до императора Генриха V (1111-1125); пятая подробно рассказывает о правлении последнего. Наибольшую ценность для историков представляют сведения Эккехарда о переселении германских народов в «тёмные века», возникновении в X веке Священной Римской империи, Первом крестовом походе (1096-1099) и борьбе за инвеституру между императорами и папами в начале XII века, завершившуюся в 1122 году заключением Вормсского конкордата.

Эккехарду приписывается также краткая «Вюрцбургская хроника» (лат. Сhronicon Wirziburgense), охватывающая события мировой истории со времён Октавиана Августа до прихода к власти императора Генриха IV и смерти герцога Швабии Оттона III Белого (1157). Перу его также, возможно, принадлежат житие вюрцбургского епископа VIII века Бурхарда (лат. Vita Burchardi) и морально-дидактическое сочинение в 5-ти книгах «Светоч монахов» (лат. Laterna monachorum).

Известно свыше 10 рукописей «Всемирной хроники» Эккехарда, относящихся к XII—XIII векам, старейшие из которых хранятся в Саксонской земельной библиотеке в Дрездене, Вюртембергской земельной библиотеке в Штутгарте, Университетской и земельной библиотеке Тюрингии в Йене, Готской научной библиотеке в замке Фриденштайн и др. собраниях. «Вюрцбургская хроника» известна в двух манускриптах XII века, находящихся ныне в собраниях библиотеки Тюрингии в Йене и Земельной библиотеки Карлсруэ.

Комментированное научное издание хроник Эккехарда из Ауры было подготовлено в 1844 году в Ганновере историком Георгом Вайцем для VI тома «Monumenta Germaniae Historica». В 1879 году в Лейпциге вышел немецкий перевод Вильгельма Пфлюгера, переизданный там же в 1893 году. Наиболее авторитетной критической публикацией считается выпущенная в 1972 году в Дармштадте под редакцией историка-медиевиста Франца-Йозефа Шмале, в которой сочинения Эккехарда изданы вместе с хроникой Фрутольфа и «Императорской хроникой».

Издания

  • Сhronicon wirziburgense auctore, ut videtur Eccehardo // Monumenta Germaniae Historica (scriptores in Folio). — Band VI. — Hannover, 1844. — S. 17-32.
  • Ekkehardi Uraugensis Chronicon universale, hrsg. von Georg Waitz. // Monumenta Germaniae Historica (scriptores in Folio). — Band VI. — Hannover, 1844. — S. 33-231.
  • Die Chronik des Ekkehard von Aura. Nach der Ausgabe der Monumenta Germaniae übersetzt von W. Pflüger. — Leipzig, 1879. — xvi, 120 s.

Переводы на русский язык

  • Вюрцбургская хроника в переводе И. В. Дьяконова на сайте Восточная литература
  • Всеобщая хроника, Ч. 1-16 в переводе И. В. Дьяконова на сайте Восточная литература
  • Эккехард из Ауры. Всеобщая хроника / Пер. с лат. И. В. Дьяконова. Под ред. И. А. Настенко. — М.: Русская панорама, 2018. — 640 с. — (Mediaevalia: средневековые памятники и источники). — ISBN 978-5-93165-372-3.